Лариса Ковалева
Образовательная деятельность (ОД) в детском саду в соответствиис ФГОС до. Консультация для воспитателей.
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность (ОД) в детском саду
– это комплексное педагогическое явление, обусловленное единством взаимодействия воспитателя и детей и служащее целям целостного развития личности ребенка.
При планировании ОД учитываются основные этапы усвоения детьми знаний: первичное восприятие, расширение, уточнение и обобщение знаний, умений и навыков, использование их в жизни, перенос знаний и умений в иные условия. (система деятельностного подхода) ОД так же предусматривается повторность в усвоении содержания знаний и постепенность его усложнения.
Публикация «Образовательная деятельность (ОД) в детском саду в соответствиис ФГОС до, Консультация для воспитателей,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Образовательная деятельность должна быть четко выстроена, с учетом специфика соответствующего раздела программы.
По структуре каждая образовательная единица (ситуация, беседа, наблюдение, образовательная деятельность разного направления) должна иметь следующие компоненты:
1. Тему.
2. Программное содержание (образовательные, воспитательные, развивающие задачи, которые должны быть реализованы через различные приемы, методы, средства). В программном содержании ставятся задачи не только формирования новых знаний, умений и навыков, но и закрепление и уточнение уже имеющихся в опыте детей: «расширить представление…», «уточнить знания о…», «развития пытливости и любознательности, наблюдательности, сообразительности, самостоятельности мысли, умения высказывать суждения, устанавливать связи между предметами и явлениями и др.»
3. Методика проведения. Описываются методы и приемы, средства: методы: наблюдение, использования ТСО (диафильмов, слайдов, прослушивания магнитофонных записей, рассказ, объяснение, чтение произведений, беседы, дидактические игры, практические методы и приемы (игры, загадки, упражнения, опыты и эксперименты, исследовательская деятельность, показ, пояснение, указания, вопросы, сравнения, метод моделирования.
4. Ход деятельности.
- Вводная часть (Устанавливаются связи с прошлым опытом,
сообщается цель занятия, создается мотивация с учетом
возрастной группы).
- Основная часть (Решаются главные задачи, используются различные методы и приемы воспитания и образования для достижения цели).
- Заключительная часть (закрепляются и обобщаются знания детей
по пройденному материалу).
Дидактические требования к ОД
1. Тщательная предварительная подготовка
а) определение задач ОД
б) определение содержания и места в системе других занятий
в) выбор методов и приемов, определение структуры
г) подбор дидактических, наглядных средств, ТСО и др.
2. Комплексная реализация образовательных, воспитательных, развивающих задач. Разделение задач на воспитательные и образовательные чисто условно, так как в педпроцессе они выступают в единстве.
3. Соответствие оптимального содержания ОД с уровнем развития и подготовленности детей. Достаточный уровень трудности.
4. Выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения в зависимости от дидактической цели, обеспечивающих познавательную активность детей, самостоятельность их мысли.
5. Эмоциональный характер ОД
- занимательность
- игровые приемы
- образность и красочность материалов
- доверительные отношения между воспитателем и детьми.
6. Четкая структура ОД, ситуации, – вводная, основная, заключительная часть. Логическая стройность и законченность, максимальное использование времени отведенного для ОД.
7. Оптимальное сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
8. Связь изучаемого материала с предшествующим.
9. Учет результатов обратной связи (постепенность усвоения детьми новой темы).
10. Усвоение детьми программного материала, связь занятия с последующими занятиями, играми, общением детей в быту.
Виды ОД
1. ОД по сообщению детям новых знаний, целью которых является постановка перед детьми познавательных задач, подача, расширение и уточнение знаний детей о предметах и явлениях общественной жизни и природы. Это наблюдение новых объектов, чтение художественных произведений, рассказ воспитателя. Подобные занятия проводятся во всех возрастных группах.
2. ОД по закреплению и систематизации накопленного (организованного и стихийного) опыта детей. Основной целью их является осмысление воспринятого и формирование первичных обобщений. Это наблюдение знакомых объектов, сравнительные наблюдения двух однородных предметов (комнатные растения, растения цветника, деревья, животные, дидактические игры, беседы. Планируя такие занятия, воспитатель знает, что детьми усвоено, а что необходимо повторить. Воспитатель дополняет известное новыми деталями, которые обогащают и оживляют имеющиеся у детей знания и делают их более глубокими. На этих занятиях воспитатель обобщает и систематизирует знания детей.
3. ОД с целью определить наличие у детей соответствующих представлений, умений и навыков, качеств, компетенций и на этой основе сделать выводы о выполнении требований программы, о направлениях и методах дальнейшей работы.
4. Интегративного характера – самые распространенные занятия в практике детского сада, на которых имеет место и сообщение детям нового материала, посторенние, закрепление и систематизация имеющихся знаний, применение их на практике.
Рекомендации для молодых воспитателей,
которые желательно учитывать в планировании, подготовке и проведении ОД
1. Не увлекайтесь словесными методами обучения: рассказом, чтением, беседой. Это приводит к формальному усвоению знаний. (Преимущественное использование слова без достаточной наглядности переводит процесс обучения в сферу второй сигнальной системы, не затрагивая при этом и не организуя соответствующего чувственного опыта. В результате дети запоминают понятие, суть которого им не ясна. Они не могут определить основные признаки предметов, названиями которых оперируют в речи)
2. Используйте такие методы как непосредственное наблюдение, демонстрация, рассматривание, моделирование и др. Руководствуйтесь принципом наглядности (эти методы обращены к первой сигнальной системе, К. Д. Ушинский писал, что в процессе обучения необходимо «чтобы как можно больше органов чувств - глаза, уши, голос, чувство мускульного движения, даже если возможно, обоняние и вкус – приняли участие в акте запоминания»)
3. Используйте интригующее начало, эмоциональную завязку занятия, чтобы оно захватило детей. Создание ситуации новизны, игровых приемов, столкновений мнений – все это возбуждает интерес к учению, повышает мотивацию и познавательную активность.
4. Следите за речью: она должна быть яркая, образная, завораживающая, доступная для понимания (в зависимости от ситуации).
5. Используйте стимулирующий метод познавательных игр.
6. Используйте индивидуальный подход к детям.
Как правило, в группу «отстающих», «малоактивных» детей попадают чаще всего робкие и медлительные или педагогически запущенные дети. Помните, что отставание ребенка в образовательной деятельности – это отсутствие индивидуального подхода к детям. Здесь как раз уместно высказывание : Если воспитатель пытается всех детей «укладывать под одно одеяло». То «тепло» достается лишь самым шустрым и смышленым, а медлительным и робким всегда «холодно"