Получи документы

Консультация для воспитателей «Воспитание сказкой»

Светлана Белоусова
Консультация для воспитателей «Воспитание сказкой»

Консультация для воспитателей

«Воспитание сказкой»

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое

детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.

Сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого

можно открыть эти истоки, и они забьют животворными

ключами…»

В. А. Сухомлинский.

Современные подходы к развитию дошкольника как всесторонне развитой личности базируются на развитии познавательной активности дошкольников, что, в свою очередь, предполагает включение в деятельность с детьми комплексов упражнений, психологических игр, разных задач на сообразительность, которые расшатывают психологическую инерцию, меняют стереотипы мышления, формируют, прежде всего, человека, который умеет мыслить.

Детям необходимо что-то загадочное, полное неожиданного, сказочное. А что может быть сказочным в сказке? Именно с нее и следует начинать, ею заинтересовывать, с ней «дружить», ведь ничто в мире так не любят дети, как сказку.

Они есть в каждой семье. У каждого ребенка есть любимая книга со сказками, любимая сказка, любимый сказочный персонаж. В сказках есть много познавательного: первые представления о времени и пространстве, природе, предметном окружающем мире, чувствах. Сказки позволят малышу впервые почувствовать храбрость, смелость, увидеть добро и зло. Большинство сказок имеют хороший конец, но существуют сказки жестокие, которые демонстрируют разные негативные моменты. Мы легко в этом убеждаемся, рассказывая о том, как лиса ест Колобка, как сестры обижают Золушку, как тяжело жилось Иванушке-дурачку. В детском саду и дома сказки предлагают дошкольникам в виде чтения, рассказывания, пересказа, драматизации и др. Но в таком виде, по нашему мнению, сказки не полностью используются для развития воображения, мышления, речевого творчества, активного воспитания добрых чувств у детей.

Интересные методы работы над сказкой в свое время предложил Дж. Родари:

1. Старая сказка по-новому. Возьмите известную народную сказку или любимую сказку ребенка и переделайте ее. Можно изменить сюжет сказки, добавив событие из жизни вашего ребенка. Можно изменить те условия, в которых живут герои сказки. Или предложить малышу изменить окончание.

2. Продолжить сказку. Предложите ребенку придумать продолжение сказки, которую он уже хорошо знает. Что произошло с персонажами, какие еще приключения с ними случились и т. д.

3. Переверните сказку наизнанку. Предложите ребенку пофантазировать, как бы изменилась сказка, если бы волк оказался добрым героем, а Красная Шапочка, наоборот, плохая. А что произошло бы с колобком, если бы он не убежал от стариков…

4. Сказочное ассорти. Попробуйте объединить несколько сказок в одну. Например, вдруг Золушка нашла ковер-самолет. Как она добралась бы во дворец?

5. Придумайте нового героя. Пусть это будет необычный персонаж. Опишите его жизнь, его дом, его друзей, интересы. В ходе описания вы обязательно найдете деталь, за которую можно зацепиться, чтобы начался сюжет.

6. Фантастическое удаление. Можно убрать из сказки что-то такое, что действительно существует в мире. Например, если бы зебра проснулась без белых полосочек. Или Красная Шапочка обнаружила, что солнце пропало…

7. Небольшой рассказ можно придумать, оттолкнувшись от ошибки. Например, девочка всегда надевает варежки на ноги. Или оживив известную метафору (например, время остановилось). Или переместить обычного героя в необычную для него обстановку (волка в море, рыбку в лес и пр.)

8. Сказка за столом. Для малышей легко придумать рассказ, оживив предметы, которые стоят на столе. Ложка — это машинка, а чашка — магазин. Рот — гараж. Сказка получится сама собой!

Направлений может быть множество и все они будут направлены на развитие интереса, познавательной активности у детей при различных видах занятости.

Наиболее значимым проводником фольклора в жизнь является русская народная сказка. Не случайно А. С. Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка». Карл Бюллер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна "В некотором царстве, в некотором государстве. " или "В те далекие времена, когда животные умели разговаривать. ", и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.

Слушая сказки, ребенок узнает взаимоотношение людей, повадки зверей, учится верить в силу правды и справедливости, что очень важно в нравственном и духовном развитии ребенка.

Языком художественных образов, на ярких примерах, сказка помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими героями сказки. Учит детей жизни, и показывает, что хорошо и что плохо. Все эти моменты делают сказки ценным материалом для воспитания детей дошкольного возраста.

Сказки развивают мышление, внимание, фантазию и память. Повторяющие из сказок троекратные фразы, любят при чтении добавлять окончания фраз почти все дети, им нравятся песенки и небольшие стишки героев сказок. Этот процесс повторения способствует развитию духовности ребенка и его нравственности, развивает речь и творческие способности.

Можно смело утверждать, что сказка неразделима от прекрасного. Она благоприятствует развитию эстетических качеств, без которых немыслимо благородства души, сердечного сострадания к несчастью человека, а также горю. Ребенок открывает мир не только умом, а также сердцем. И происходит это благодаря всё той же народной сказке.

Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация для воспитателей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание в условиях ФГОС и ФОП ДО (Проектная деятельность) « Воспитание нравственно-патриотических качеств маленького человека, являются одним из важнейших звеньев системы воспитательной работы с детьми.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Воспитание сказкой»
Опубликовано: 12 сентября 2024 в 13:33
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Воспитание сказкой»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Белоусова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 сентября. Первые Осенины. Передвижка

Осенины — череда праздников, которые отмечают осенью. Осенняя пора, когда сбор урожая и работа в поле закончены, — благоприятное время для празднования и отдыха. В этот период принято собирать гостей,...

13 сентября. День пословицы и поговорки. Передвижка «Пословицы и поговорки»

13 сентября отмечается необычный праздник — День пословиц и поговорок. Кладезь народной мудрости — так называют пословицы и поговорки. Они учат уму-разуму, воспитывают и, конечно, пригодятся при работе с...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД