Анна Ковалькова
Консультация для воспитателей «Воспитание дружеских отношений между детьми в условиях детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Общение играет очень важную роль в жизни человека, а для ребенка дошкольного возраста, умение общаться со сверстниками, одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей его социализации.
Отдавая ребенка в детский сад, родители часто уверены, что там-то он самостоятельно научится общаться, приобретет друзей. Но нередко именно с этим возникают проблемы. Как правило, это не происходит само собой, далеко не у каждого ребенка получается быстро и легко завести себе друзей и найти свое место в детском коллективе. Неудачно сложившиеся взаимоотношения в группе детского сада могут привести в дальнейшем к стойким нарушениям в сфере общения. Дети достаточно часто конфликтуют, им тяжело согласовывать свои действия, уступать другим, сопереживать. В конфликтных ситуациях ребенок видит только, что сверстник ему мешает в достижении его целей (ломает постройку, игру, хочет забрать игрушку). Это связано с тем, что ребенок дошкольного возраста эгоцентричен, он еще не понимает, что другой ребенок – это тоже личность, со своими чувствами, интересами.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание дружеских отношений между детьми в условиях детского сада“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дружба. Учимся дружить
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Особенности общения детей со сверстниками меняются с возрастом. Обычно в раннем возрасте малыши с удовольствием начинают играть со сверстниками, но хватает их ненадолго, и игра часто заканчивается слезами и делением игрушки. К концу дошкольного детства возникают конфликты по поводу распределения ролей в игре, соблюдение правил игры.
Избежать конфликтов в детском саду невозможно, да и необходимости в этом нет, так как решение конфликтных ситуаций сейчас помогает социализации ребенка в будущем. Поэтому перед, нами педагогами стоит важная задача, научить детей дружить, а следовательно, нужно учить детей справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других, сопереживать и помогать другим людям.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Простые слова, «Не ссорьтесь, помиритесь» часто не воспринимаются ребенком. А созданная игровая проблемная ситуация помогает задуматься над происшедшим, учит сознательно употреблять слова «извините», «пожалуйста». «Уроки вежливости» учат детей анализировать свои поступки и поступки товарищей, постепенно переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь.
В детском саду для воспитания дружеских отношений между детьми немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже установленный психологический климат. Формы поведения маленький ребенок начинает усваивать, подражая близким людям. У ребенка, поступившего в детский сад из семьи, круг общения расширяется, добавляется общение со сверстниками, с воспитателями и другими сотрудниками дошкольного учреждения. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения : они предпочитают играть, трудится, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с определенными товарищами. Но далеко не все дети, придя в детский сад умеют общаться со сверстниками, проявляют дружеские отношения, делятся игрушками, некоторые ведут себя агрессивно. Поэтому воспитатели, начинают учить детей дружить. Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость каждого правила поведения. Дети, осознав ценность правил, начинают активно ими пользоваться и постепенно следовать этим правилам, которые становятся для них нормой поведения.
У детей необходимо сформировать внимательное, доброжелательное отношение к сверстникам, воспитать желание отзываться на их просьбы, уметь договариваться с ними. Необходимо создать благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, доброты, справедливости, а также воспитания заботливого отношения к малышам, уважительного отношения к пожилым людям.
Воспитание дружеских отношений проявляются во всех видах деятельности:
- в коллективной строительной игре формируются представление о том, что значит работать дружно, вместе;
-одним из средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников является трудовая деятельность, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, выполнения самих трудовых действий, обсуждения результатов труда.
- физическая культура – это участие в эстафетах (где один за всех и все за одного, это соревнования (дети болеют за своих друзей)
- коллективные работы по аппликации, лепки, рисованию. Дети, как правило, знают не только, что сделали они, но и что сделали их друзья.
- большое значение имеют детские утренники, праздники, развлечения, на которых дети учатся радоваться вместе. На занятиях по музыке дети поют песни о дружбе, любви, танцуют хороводы, коллективные танцы, где от одного зависит многое.
- большую роль играют беседы о нравственных качествах людей, о дружбе, честности, справедливости, необходимо обсуждать с детьми различные случаи из их жизни, ситуации, поступки и действия литературных героев.
- обязательным компонентом в развитии доброжелательности у дошкольников является художественная литература, заучивание стихов и песен про дружбу, рассматривание картин, иллюстраций к книгам. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.
- одним из эффективных средств развития доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста является сказка. В сказке никто не учит ребёнка «жить правильно». События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем. Сказка помогает ребёнку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему и противиться плохому, тем самым заложить в душе и сознании ребёнка определённые моральные установки.
Но основная роль в воспитании дружеских отношений отводится игре. Игровая деятельность имеет исключительно важное значение. Игра является важным условием социального развития детей, в ней они учатся понимать чувства и состояние других детей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками. Это подвижные игры, игры с правилами, дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые игры.
Наиболее благоприятны такие игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания: "Семья", "Больница", «Скорая помощь», а также игры, сюжет которых требует от детей умения действовать сообща, вместе принимать решения, находить выход их ситуаций.
Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость; воспитывать коллективизм, основанный на гуманных дружеских чувствах и отношениях.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Игра для ребенка не пустое занятие, она не только доставляет ему максимум удовольствия, но и является мощным средством его развития, средством развития полноценной личности.
Поэтому, чтобы воспитать у детей дружеские взаимоотношения, в первую очередь мы учим их играть со сверстниками, общаться. И это первая ступень в формировании дружбы у детей.