Нажмутдинова Назира
Консультация для воспитателей «Воспитание доброты у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Доброта» - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека»
(М. Пришвин»).
Доброта – качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей доброта и сочувствие окружающих. Но каким должен быть добрый человек? В чем выражается доброта? Как и когда она складывается у детей?
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание доброты у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпеливыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Доброта – это проявление искренних чувств, полезных другим, и не требующих вознаграждения.
Чтобы воспитать в детях доброту, важно научить понимать других людей. Сегодня это непонимание широко выражается в равнодушии и эгоизме, а хуже в ненависти, зависти, злобе. Наши дети не понимают смысла жизни и сути души, следствием чего постоянным фоном жизни является страх и беспокойство за свою жизнь, а хуже трусость и подлость, распущенность, лень.
Ребенок впервые узнает из сказок, что вокруг него существует какая-то другая жизнь, основанная на взаимодействии двух составляющих: добра, которое всегда вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно к концу сказки оказывается незаконным. Так они учатся быть добрыми и снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи. Именно сказки прививают любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость. Значение сказок для маленького ребенка велико: из обычных слов и рассказов родителей дети еще не в состоянии сказок, в которых каждый ребенок ищет себя, проще усваивать жизненные ценности и приобретать необходимые навыки.
Свою работу нужно начинать со словарей Даля В. И. и Кона И. С. в них рассматриваются понятия «доброта».
Добрый – делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Добрая душа. Добрые глаза.
Добрый – несущий благо, добро, благополучие. Добрые вести. Доброе отношение.
Добрый - хороший, нравственный. Добрые дела. Добрый – дружески близкий, милый. Добрый - благожелательный. Отзывчивый, готовый помочь людям.
Добрый – охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т. п. ; щедрый.
Добрый - основанный на желании добра людям; нужный, полезный.
Добрый - благой, доблестный, добродушный, благодушный, гуманный, человечный, душевный, жалостливый, отзывчивый, чувствительный, ласковый, добряк, добрячок, душа-человек, золотое сердце, простодушный, добрейший, здоровый, приветливый, здоровый и т. д.
Воспитание доброты – одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребенке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребенок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребенку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими - это важное условие воспитания доброты.
Необходимо разработать комплекс мероприятий, дающий первоначальные представления о доброте. Работа должна проходить поэтапно. На каждом этапе решаются задачи:
• сформировать у детей представление о доброте;
• создать мотив быть добрым;
• воспитывать положительное отношение к доброте;
• формировать навыки и привычки быть добрым;
• формировать поступки и поведение быть добрым.
Для формирования представлений о доброте можно использовать большую куклу, в красивом платье Белоснежку. Прочитать детям сказку Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». «Белоснежка» может находиться в группе на протяжении всего периода работы с детьми и выполняя роль персонажа, олицетворяющего для детей доброту.
Можно провести игру «В поисках добрых слов» (Детям нужно вставить доброе слово, завершить рассказ.)
1) Оля рисовала подарок маме. Брат побежал, рисунок упал на пол. Оля готова заплакать, но братик сказал волшебное слово. Какое? Оля улыбнулась и сказала братику…
2) Бабушка сшила для Катюшиной куклы платьице, но оно оказалась маленьким. Катюша расстроилась, а бабушка попросила принести ей куклу сказала….Внучка была рада. Она.
3) Ваня строил гараж для машины. Миша просил: «И я с тобой буду строить».Как бы вы попросили об этом друга?
На втором этапе необходимо сформировать у детей мотив «быть добрым». Необходимо заметить каждое доброе дело, сделанное ребенком, отметить его на панно «Наши добрые поступки».
Можно использовать чтение стихотворения А. Барто «Вовка - добрая душа». Нужно вызвать у детей желание быть добрым, делать добрые слова.
На третьем этапе необходимо вызвать у детей положительное отношение к проявлению доброты, подвести детей к мысли, что проявлять доброту может каждый человек. Проводятся беседы о людях разных профессий. Как человек в этой профессии проявляет доброту.
Можно использовать стихотворение Г. Акулова «Доброта». Предложить порассуждать : «Почему необходимо быть добрым?».
В игре «Больница» дети могут подражать доброму доктору Айболиту, лечили свои игрушки.
Необходимо формировать у детей умение проявлять доброту. Можно проводить работу в уголке природы, где дети ухаживают за растениями.
Необходимо проводить беседу с детьми, предложив рассказать о своих добрых поступках. Зачем нужны добрые дела? Как можно сделать людей добрее?
Необходимо постоянно стимулировать желание ребенка быть добрым. В группе можно открыть «Бюро добрых дел». Можно оформить стенд с фотографиями самых добрых детей. Можно предложить детям выполнить рисунок на тему: «Я добрый», организовать конкурс рисунков на тему «Добрые дела» или раздать эмблемы и дипломы «Самый добрый ребенок в группе».
Вокруг нас много людей, которым постоянно нужна помощь. Желание нести людям добро надо всячески культивировать в ребенке, потому что это делает из него гуманную личность. Доброта рождается в деятельности, настоящий гуманизм заключается в способности нести добро. В сознании подрастающего ребенка должен четко сформироваться образ доброго человека, сопереживающего и стоящего на стороне добра в противовес злу. Поощрять стремление ребенка к доброте – задача взрослых.