Елена Мотчева
Консультация для воспитателей «Воспитание активности в творческих играх»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание активности в творческих играх
Активность дошкольника проявляется в стремлении узнавать новое, затевать игру, воспроизводить в ней деятельность взрослых, вступать в контакт с другими детьми, помогать старшим. Однако свойством личности активность становится лишь тогда, когда воспитание её, заключающееся в постоянном вовлечении ребенка в разностороннюю деятельность коллектива, начинается с раннего возраста. Развиваться и усиливаться активность будет при условии, что участие ребенка в общем труде окажется нужным и полезным, что на всех этапах (замысел, планирование, исполнение) труд его получит должную поощрительную оценку.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание активности в творческих играх“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Наиболее полно активность дошкольника проявляется в игре, особенно в творческой игре – свободной деятельности ребенка, - когда он самостоятельно выбирает сюжет, берет на себя определенную роль, употребляет по своему желанию предметы и игрушки независимо от их назначения.
Обязанность воспитателя – следить за тем, как протекает игра, и использовать ее для активности развития детей, которая в игре идет параллельно с развитием игровой деятельности.
Целесообразно организовывать такие игры, в которые можно включать всех детей и каждого сделать активным участником.
Формируя активность робких детей, необходимо вызвать у них интерес к общей игре, желание принять в ней участие. С этой целью можно проводить с ними индивидуальные беседы, чтобы выяснить, как, в какие игры ребенок играет дома, какие игрушки есть у него дома.
Нужно проводить беседы и с родителями робких детей, вместе с ними постараться понять причины этой робости, советовать им и дома организовывать игры, подобные тем, в которые дети играют в коллективе. Поможет преодолеть смущение и робость приглашение в игру со стороны ее участников, активных членов (педагог должен порекомендовать сделать это). Робких же детей он подбодрить, выразив уверенность в том, что они справятся с порученным им делом.
Различия в проявлении активности детей в игре объясняются отчасти типологическими особенностями играющих.
Используя индивидуальный подход к детям, создавая ситуации, требующие от ребят проявления активности, педагог может развить активность у всех своих воспитанников. Успех любого ребенка в игре улучшает отношение товарищей к нему, сближает его с детьми всей группы, делает нужным другим играющим, а у него самого вызывает чувство удовлетворенности, желание включиться в коллективную игру.
Активность – сложное качество личности, и оно воспитывается постепенно.
На первом (низшем) уровне активность детей носит подражательный характер и вызывается чаще всего игрушкой; проявляется активность больше во второстепенных ролях, в которых дети выполняют стереотипные действия.
Второй уровень развития активности характеризуется возросшей самостоятельностью детей в определении цели игры, в развитии и исполнении роли, умением согласовывать свои действия и желания с действиями и желаниями других играющих.
Третий уровень характеризуется большой целенаправленностью, стремлением к точному отображению действительности в поступках и передаче чувств изображаемых героев, выработавшейся способностью самостоятельно ставить цель и находить средства для ее осуществления.
Четвертый уровень активности в игре – это уже творческий подход детей к решению игровых проблем, поиски принципиально нового решения, связанные с желанием сделать игру интереснее и правдивее.
Воспитание активности детей в творческой игре неразрывно связано с воспитанием целеустремленности.
Материал взят из книги «Воспитание детей в игре» под редакцией Бондаренко А. К., Матусик А. И. 1983.