Юлия Гусева
Консультация для родителей «Работоспособность детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Работоспособность детей дошкольного возраста
Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Умственная и мышечная (физическая) работоспособность тесно связана с возрастом : все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей
Публикация «Консультация для родителей „Работоспособность детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Чтобы воспитать здорового ребенка, кроме физического и психического здоровья следует развивать и корректировать его работоспособность, т. е. формировать умение действовать целенаправленно, результативно. У дошкольников работоспособность понижается очень быстро. Об этом свидетельствует общее «двигательное беспокойство», что указывает на усталость ребенка. «Двигательное беспокойство» – защитная реакция организма. Ребенок как бы выключается от надоевшей деятельности, и таким образом избегает переутомления.
Правомерно и нужно ли говорить о «работоспособности» и развивать её у детей дошкольного возраста и имеет ли она какие-то особенности по сравнению со взрослыми? Ведь ни о каком производительном труде в дошкольном возрасте речь не идёт… И, тем не менее, сохранение устойчивой работоспособности на занятиях, во время выполнения трудовых поручений, даже во время физкультурных занятий, спортивных развлечений, необходимо дошкольнику и является важным показателем общей готовности ребёнка к школьному обучению.
С возрастом работоспособность повышается. Повышение её общего уровня происходит, в частности, за счёт ежедневных занятий, в процессе которых осуществляется общая тренированность всех систем и функций организма. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что у детей, привыкших систематически заниматься в детском саду, и у тех, кто поступил в дошкольное учреждение из дома, работоспособность разная.
При систематическом обучении в детском саду, начиная с младших групп, усидчивость детей младшего к старшему возрасту повышается, что в свою очередь, позволяет увеличить продолжительность занятий и их количество.
Есть существенные различия в развитии умственной работоспособности даже у дошкольников одного и того же возраста. У одних детей - высокий и средний уровень, у других – они значительно снижены. Это вызывает тревогу по разным причинам.
Во-первых, потому, что эти дети недостаточно активны на занятиях, требующих напряжённой умственной работы (развитие речи, обучение грамоте, математике). Они редко поднимают руку и редко отвечают на вопросы, быстро и часто отвлекаются.
Во-вторых, потому, что подобное положение у некоторых детей почти не меняется в течение всего учебного года, другими словами, их работоспособность не увеличивается. У большинства из этих детей наблюдается «интеллектуальная пассивность», т. е. отсутствует привычка думать (слушать, воспринимать, решать задачи). А ведь именно на этом строится всё обучение сначала в детском саду, а затем и в школе.
И если вовремя (до школы) не обратить на это должного внимания, то обучение такого ребёнка уже в 1-м классе доставит много неприятностей и больших трудностей родителям, учителям и, в первую очередь, самому ребёнку.
В-третьих, недостаточный уровень работоспособности снижает качество работы детей на занятиях. Дети не могут усваивать программный материал в полном объёме из-за повышенной утомляемости, которая, прежде всего, влияет на объём продолжительности внимания, мыслительных процессов. Детям трудно составить рассказ, пересказать текст, решить задачу, ответить на вопросы, добиться нужного результата, оценить работу свою и товарищей. Вследствие этого возникают проблемы в знаниях.
В-четвёртых, часто ребёнок с низкой работоспособностью отличается неуверенностью в собственных силах. Эти дети характеризуются повышенной стеснительностью, замкнутостью, робостью. Результативность работы и её качество во многом зависят и от единства воздействий на ребёнка семьи и детского сада.
Наибольшее влияние на уровень работоспособности дошкольника оказывает состояние его здоровья и условия семейного воспитания.
Для детей с отклонениями в состоянии здоровья характерна, как правило, и низкая умственная работоспособность. Причиной могут быть остро перенесённые заболевания, неблагоприятно протекающая беременность, родовые травмы и др. Дети эти или пассивны, или легко возбудимы. Даже если в группе их поведение не вызывает нареканий, дома они легко дают вспышки возбуждения, капризничают. В этом случае за советом нужно обратиться к врачу.
Родители должны заботиться о чётком выполнении режима дня таких детей. В возрасте 6-7 лет обязателен дневной сон. Вечером необходимо исключить длительное сидение у телевизора, шумные игры с братьями или сёстрами. Ребёнка настраивают на спокойную волну.
Прежде, чем повышать умственную работоспособность, нужно закалять ребёнка и укреплять его здоровье (в выходные дни – на свежем воздухе различные походы, игры).
Очень важен вопрос питания. Возбудимые дети часто имеют неустойчивый аппетит (привлечь ребёнка к приготовлению пищи).
На работоспособность ребё нка могут отрицательно влиять неблагополучные семейные отношения: грубость в обращении с детьми и между членами семьи, ссоры.
Умственная работоспособность дошкольника на занятии зависит от интереса к занятиям. А развить и поддержать её могут родители. Во время возвращения из детского сада домой, узнайте: с кем играл ребёнок, чем занимался, что узнал нового, какие были занятия, справился ли он с заданиями, не хочет ли дома попробовать ещё раз.
Дома в играх с детьми предлагаем:
- пересказать несложный короткий текст или понравившийся отрывок;
- составить рассказ по картинкам с постепенно развивающимся сюжетом;
- устроить из картинок или открыток «картинную галерею» и в качестве экскурсовода озаглавить картины и рассказать о них (а родные угадывают).