Лилия Кораблева
Консультация для воспитателей «Создание игровой мотивации для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация "Создание игровой мотивации для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности".
Дошкольное детство- время первоначальногно становления личности. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник- маленьки исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию, поэтому обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно игроввым. обеспечивать субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
Публикация «Консультация для воспитателей „Создание игровой мотивации для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Реализация этой задачи требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, еслиопирается на личный опыт ребенка и зону интереса. Нельзя обязать человека понять что-либо, его нужно заинтересовать. Поэтому задача педагога так построить непосредственную образовательную деятельность, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увлеченность. Для каждой деятельности нужно продумать игровую мотивацию.
Мотивация- это результат внутренних потребностей человека, его интересов иэмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Мотивация- побуждение к действию. Цель мотивации- вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направитьт усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
Одним из важных стимулов на формирование мотивов является игра. Каждая непосредственная образовательная деятельность должно содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг. одним словом то, что дети будут помнить. При этом важно учесть возраст детей, прием который подходит для среднего, но не подходит для раннего возраста или подготовительной группы. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход, к уже известному. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум наглядности. элемент сказки, сюрприза, дети должны перемещаться в групповом пространстве, использовать в своей работе динамические. релаксационные паузы, пальчиковые игры, игры-хороводы.
Именно игра позволяет развивать уственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает. запоминает, развивает фантазию, знакомится формами и свойствами предметов, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно. решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперед по пути формирования и развития детского интеллекта.
С помощью игры обучение идет эффективнее,а воспитание приятнее. С помощью игры можно помочь ребенку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Игра- это своеобразный эксперимент, в котором заложены условия для самовыражения и самопроверки. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.
Чем и как заинтересовать ребенка дошкольника, чтобы он оторвался от своих дел и с интересом принялся за предлагаемое вами дело?
Следует использовать такие приемы:
- на первом плане стоят эмоции- это актуально для раннего и младшего дошкольного возраста, например:педагог (во время сборов на прогулку) : ребята, кукла Маша собирается с нами на прогулку, одевайся Маша, пойдем с нами гулять, а кукла отвечает, что не умеет. Ребята, давайте покажем Маше, как надо одеваться. Маша, посмотри, наши ребята сами умеют одеваться. дети показывают пример, как правильно одеваться.
- заинтересовать можно также и поставленной проблемой (для старшего возраста) например: дети собираясь на прогулку находят записку от синички,"ребята, сегодня мы прилетали к вам на участок, поклевать ранеток, рябину. и ничего не нашли",Педагог спрашивает детей, что делать и как помочь, дети озвучивают варианты и несут корм для птиц. В конце птицы присылают письмо с благодарностью.
- яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие)
-Новизна (незнакомы предмет всегда привлекает внимание, в детях просыпаются маленькие исследователи)
_ Словесная мотивация (только по словесному указанию, постановка проблемы, просьба, похвала)
- Предметно_действенная мотивация (внедрение в процесс какого- либо предмета. игрушки или пособия, с которыми в дальнейшем ребенок будет действовать)
- (письмо. сказочный персонаж, волшебная корзина, коробочки, плакаты)
Уже на новом программном содержании, решая новые учебные задачи, воспитатель продолжает предъявлять детям сложные для них задания в игровой форме, вводит мотивы, побуждающие дошкольников выполнять работу качественно.
В подготовительной группе также используются игровые приемы обучения, но их удельный вес значительно сокращается,уступая место другим приемам, позволяющим формировать у детей осознанное отношение к учебной задаче.
В старшей, подготовительной группе целесообразно непросто включать дидактические игры, а объединять их единой темой, сюжетом. например: путешествие.
Рассказывать детям, что у каких-то игровых персонажей что-то случилось. Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно соепить, нарисовать, построить и т. д. Сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том,чтов этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.
Обратиться к детям с вопросом, согласны ли они помочь
Предложить детям научить их делать это очень хорошо.
Во время работы каждый ребенок должен иметь своегно подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется. высказывает свои пожелания.
Эти игрушки используются воспитателем и для оценки работы детей, которая дается от лицаигрушек, как бы с их позиции.
По окончании работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя при желании полученный продукт.
Мотивация определяет "программу" игровых действий. При этом нужно учитывать следующие условия:
1. Организация, при которой ребенок вовлекается в процессе самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера;
2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной;
3. Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряженной работы;
4. Содержание занятий должно быть трудным, но посильным;
5. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребенка, тем он интересен для него;
6. Учет индивидуальных и возрастных, психологических особенностей;
7. Эмоциональность педагога, его умение поддерживать интерес к содержанию занятия, стимулировать познавательную активность детей.
Создание игрового интереса в различных видах деятельности с самых его первых минут и поддержание интереса на всем протяжении залог успешного результата деятельности всех его участников. В дошкольном возрасте, особенно в младшем, велика роль игровой мотивации в обучении!