Татьяна Петрухина
Консультация для воспитателей «Учим детей звонить в службы экстренной помощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Публикация «Консультация для воспитателей „Учим детей звонить в службы экстренной помощи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется в его сознании навсегда. Поэтому очень важно с ранних лет привить навыки безопасного поведения в окружающем мире.
Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание следует уделять организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.
Бывают случаи, когда ребенку приходится самому вызывать помощь.
Как же научить дошкольника звонить в службы экстренной помощи?
Родителям следует научить ребенка назвать свое имя, имена родителей, домашний адрес и номер телефона.
Ребёнок должен знать место работы своих родителей и номер телефона для связи с ними.
В доме на видном месте всегда должен висеть список номеров телефонов, по которым ребенок может позвонить сам в случае угрозы : МЧС, полиция, скорая помощь, номера родственников и близких друзей, номер мобильного телефона родителей.
Обязательно нужно научить ребенка, как следует вызывать экстренные службы с домашнего и с мобильного телефона, какие цифры номера набирать и что сказать диспетчеру службы.
Говорить по телефону нужно четко, спокойно и не торопясь: по звонку команда уже поднята по тревоге и выезжает, а все дополнительные сведения ей передадут по рации.
Следует научить ребенка, что нужно сообщить диспетчеру при звонке в экстренную службу :
- Адрес – называть нужно в первую очередь: даже если связь прервется, спасатели все равно будут знать, куда ехать.
- Объект – где это случилось: во дворе, в квартире, в подвале.
- Что случилось – сообщить конкретно: горит телевизор, мебель; чувствуется запах газа;
Следует объяснить детям, что вызов экстренных служб – это не игрушки, нельзя баловаться, обманывать операторов. Последствия ложного звонка могут быть очень серьезными: мало того, что родителям придется выплачивать штраф, так еще в это время где-то могут пострадать люди, которым действительно требуется помощь.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе.
1. Уголок безопасности, который содержит плакаты с телефонами экстренных служб.
2. Игротека, которая содержит: настольно – печатные игры «Чрезвычайные ситуации дома» ,«Основы безопасности» и др.
3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
В своей работе необходимо использовать самые различные методические приемы:
1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т. д., где требуется вызов экстренных служб. Задавайте вопросы. Время от времени устраивайте для ребенка в игровой форме маленькие экзамены, вместе разбирайте ошибки.
2. Чтение книг, посвященных безопасности детей.
- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
- В. Житков «Пожар», «В дыму»;
- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»,
- К. Зайцева «Уроки Айболита»;
Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.
- Ю. Соколова «Правила безопасности»;
- И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»; -
Е. Пермяков «Торопливый ножик»;
- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом!»
3. Рассматривание иллюстраций, показ презентаций, где изображены ситуации, при которых необходим вызов экстренных служб и даны их номера.
4. Игра — очень важный момент в жизни детей.
Игры сюжетно – ролевые, дидактические, где ребенок учится действовать в различных жизненных ситуациях, требующих помощи.
Дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;
Настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.
Сюжетно- ролевые: «Скорая помощь», «Полиция» и др.
Пример игр, знакомящих детей со службами экстренной помощи
“Скорая помощь”
Цель.
• Учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03.
Материал. Игрушечная машина “Скорой помощи”. Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций: человек лежит в кровати с градусником под мышкой; малыш с синяком; старик, упавший на улице (рука у сердца) и т. д. Белые докторские колпаки и халаты на каждого участника игры.
Ход игры:
На столе разложены сюжетные картинки.
Бригада “Скорой помощи” (5-6 детей) повторяет номер телефона своей экстренной службы, едет по “вызовам” (дети двигают машинку от картинки к картинке) и забирает в больницу (собирают картинки) только “тяжелобольных людей”.
Остальные обсуждают действия бригады “Скорой помощи”.
“Если возник пожар”
Цель.
Знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем.
Закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.
Ход игры
Дети становятся в круг. В центре - воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и Т. д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу.
Воспитатель.
Этот шар в руках недаром.
Если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Где взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, безжалостный. (передает ребенку воздушный шар)
Ребенок. Пожар. (Передает шар другому.)
Воспитатель.
Раз, два, три, четыре
у кого пожар. ?
Ребенок. В квартире. (Передает шар.)
Воспитатель.
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил. ?
Ребенок. Утюг. (Передает шар.)
Воспитатель.
Красный отблеск пробегает.
Кто со спичками. ?
Ребенок. Играет. (Передает шар.)
Воспитатель.
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над. ?
Ребенок. Газом. (Передает шар.)
Воспитатель.
Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег. ?
Ребенок. Листву. (Передает шар.)
Воспитатель.
Дым увидел - не зевай и пожарных '" Ребенок. Вызывай. (Передает шар.) Воспитатель. Помни каждый гражданин этот номер - !
Ребенок. Ноль один.
“Помогите! полиция!”
Цель.
Сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться за помощью в милицию.
Материал. Карточки с изображением телефонного аппарата, на котором написан номер службы милиции - 02. Наборы сюжетных картинок с
изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства милиции.
Ход игры
Дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова милиции. Играющие стараются как можно быстрее разложить карточки с изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют вмешательства милиции.
После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды.
“Если чужой стучится в дверь”
Игровой тренинг
Цель.
Учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.
Ход тренинга
Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.
Примерные ситуации:
- почтальон принес срочную телеграмму
- слесарь пришел ремонтировать кран
- медсестра принесла лекарство для бабушки
- мамина подруга пришла в гости
- соседи просят зеленку для поранившегося ребенка
- незнакомые люди просят оставить вещи для соседей
- женщине нужно вызвать “Скорую помощь”.
Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.
Работу с детьми необходимо проводить систематически.
Cоблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.
Не стоит забывать, что самым лучшим способом обучения детей всегда является собственный пример и пример родителей. Если вы внимательны к собственной безопасности, то и ребенок будет повторять те же действия.
Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Цель работы с родителей - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
При планировании работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности педагогам рекомендуется использовать следующую методическую литературу:
1. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Безопасность. – М. 1998.
2. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М., 1989.
3. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2004.
4. Извекова Н. А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М., 2007
5. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2004.
6. Фисенко М. А. ОБЖ. – Волгоград, 2006.
7. Жукова О. Г., Трушина Г. И., Федорова Е. Г. Азбука «Ау!» - С-П., 2008.
8. Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М., 2008
9. Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. – С-Пб., 2008
10. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? – С-Пб., 2010
11. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности детей 5-8 лет. М., 2010
12. Авдеева Н. Н. и др., Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста, М., 1997
13. Абаскалова Н. П. "Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности", 2008
В группах должны быть представлены следующие материалы и оборудование по ОБЖ:
1. Дидактические игр: «Как избежать неприятностей», «Здоровый малыш», «Малыши-крепыши», «Если малыш попал в беду», «Природные и погодные явления», «Съедобные и ядовитые грибы», «Дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода»
2. Макеты перекрестков, на которых представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки.
3. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (телефон для вызова МЧС, скорой, полиции, жезлы, свистки, форма сотрудников ДПС, игрушки транспортные, планшеты с перекрестком)
4. Дорожные знаки нагрудные и переносные («Пешеходный переход», «Движение пешехода запрещено», «Круговое движение», «Остановка автобуса», «Осторожно – дети!», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Движение направо (налево)»)
5. Иллюстрированные книги, раскраски, энциклопедии по ОБЖ