Винокуренкова Светлана Викторовна
Консультация для воспитателей «Государственные символы как ценностные ориентиры в обучении и воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование государственных символов в образовательных организациях должно отвечать приоритетным задачам воспитания духовно - нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения и интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма. Знакомство детей с государственными символами Российской Федерации рекомендуется направить на воспитание бережного отношения и уважения к символам государства, на раскрытие содержания ценностей и смыслов, заложенных в государственных символах.
Публикация «Консультация для воспитателей „Государственные символы как ценностные ориентиры в обучении и воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Символы России для детей
- Темочки
В образовательных организациях не реже 1 раза в год рекомендуется проведение учебного занятия по изучению государственных символов Российской Федерации.
Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ в образовательных организациях осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, в содержание которых рекомендуется включать знания о государственных символах Российской Федерации.
Гражданское воспитание мы начинаем с дошкольного возраста, в содержание мы включаем основные сведения о символах и знаках, нормах морали и нравственности, ценностные ориентации, образцы поведения в Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Знакомство с государственной символикой дошкольников представляет собой достаточно сложную задачу для педагога. Объяснения этим сложностям мы можем найти в возрастной психологии: пространственно - временные связи, образное мышление дошкольников находятся на этапе формирования. Для облегчения восприятия детьми знаний о государственной символике используем принцип педагогики "от простого к сложному" : работу нужно вести последовательно от близкого и понятного к более далёкому.
Для ознакомления дошкольников с государственной символикой используются различные методы, приёмы и средства. Особую актуальность в настоящее время в дошкольной педагогике приобретают словесные методы: беседа, рассказ, объяснение, чтение литературных произведений; наглядные методы: иллюстрации, показ слайдов или видео, схемы; практические методы: моделирование, рисование, лепка.
Занятия по ознакомлению с флагом и гербом России можно провести на основе народного творчества и фольклора. В своей работе необходимо использовать устное народное творчество. Пословицы и поговорки выбирать те, которые рассказывают о любви к Родине. Интересны для детей загадки, которые также помогают усвоить материал, развивают мышления детей.
Современные стандарты дошкольного образования содержат задачи ознакомления детей с государственными символами : флагом, гербом страны, мелодией гимна. Во - первых, ребёнок на пороге школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. Во - вторых, у детей старшего дошкольного возраста можно формировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве граждан России, служат нашей стране, её гражданам отличительными знаками, отражают историю происхождения государства.
Все занятия цикла можно разделить на основные и вспомогательные. сначала мы знакомим дошкольников с Государственным флагом России, т. к. это является целесообразным. Во - первых, с российским триколором дети встречаются наиболее часто: флаги на улицах, его изображение дети видят на открытках, плакатах, сувенирах, на одежде. телевизионных заставках.
Во - вторых, при знакомстве с российским флагом детям необходимо уяснить лишь цвет его полос и взаимное расположение. Затем мы знакомим детей с Государственным гимном России, который имеет две составляющие текст и музыку. Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с символикой России соответствуют одному из основных дидактических принципов - от простого к сложному и даёт хорошие результаты.
Литература.
1. Вилинбахов Г. В., Калашников Г. В., Шендрик А. Н. Государственные
символы России Герб. Флаг. Гимн. — Москва: «Издательство «Гамма-пресс»,
2. Ривина Е. К. Герб и флаг России: Знакомим дошкольников и младших
школьников с государственными символами / Е. К. Ривина – М. : АРКТИ, 2002 -
3. Символы Отечества /А. П. Кузнецов. – М. : Рид Групп, Национальное
образование, 2011 – 56 с. : ил. – (Моя страна Россия).
4. Зубахин А. А., Хацкевич Т. Л. Равнение на флаг! Сборник методических
материалов из опыта работы ВДЦ «Орлёнок» по работе с государственными
символами РФ и символами «Орлёнка» /1-е издание, ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»,
2012 – 112 с., ил.
2018 — С. 160