Надежда Борисова
Консультация для воспитателей «Театрализованная игра как средство всестороннего развития ребенка»
Борисова Н. М. ЧУОДО "Школа "Ор Авнер" г. Брянск", воспитатель
Театрализованная игра, как средство всестороннего развития ребенка.
Мир детства, внутренний мир ребенка полон не изученных тайн и загадок и является ключом ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Именно игра помогает нам раскрыть дверь в мир детского сознания.
Публикация «Консультация для воспитателей „Театрализованная игра как средство всестороннего развития ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики и т. д.). Но как научить малыша играть, брать на себя роль, действовать? В этом и помогут театрализованные игры, являющиеся начальной формой преобщения детей к драматическому искусству.
Мы обратились к трудам педагогов и исследователей: Р. И Жуковская, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, Л. В. Артемова, Т. И. Петрова, Ю. Ф. Гаркуша, Р. Ф. Астахова и д. р. Проанализировав материалы исследований театрализованной игры, мы ваявили направления влияния таких игр на личность ребёнка.
Прежде всего, это нравственное воспитание. Нравственная направленность заключена в каждом литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это отзывчивость, дружба, взаимопомощь, смелость, честность… Любимые герои – образцы для подражания. Разыгрывание ролей позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать правильно. Влияние таких игр на личность ребенка, позволяет использовать их, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, и малыш при этом испытывает удовольствие и радость. Воспитательные возможности усиливаются практически неограниченностью тематики.
Театрализованная деятельность может удовлетворить разносторонние интересы детей и помочь решить многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, по средствам образного, яркого изображения окружающей действительности; с явлениями природы; формирования элементарных математических представлений; развития речи; до физического совершенствования.
Исследования педагогов показали, что игра является средством умственного развития ребенка. Вопросы и споры во время игры, способствуют расширению кругозора, углублению интереса к познанию окружающего мира. Развивая в играх познавательные интересы детей, мы содействуем переходу любопытства в любознательность, воспитанию наблюдательности, находчивости, развитию воображения, памяти, мышления и т. д. А. Люблинская видит игру, как способ перехода от незнания к знанию, как форму приобретения и уточнения знаний, проявление мыслительной деятельности, специфическую форму анализа воспринимаемого ребенком явления и последующего синтеза. В таких играх нет прямого обучения и умственное воспитание имеет свою специфику. В игре есть условия для преломления, усвоения, получения новых знаний. Например, игры-путешествия, с использованием различных художественных произведений [Жуковская Р. И. ]
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важным является влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, переживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. Н. Теплов, - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силе, чем оценки, просто сообщаемые и и усваиваемые. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место»,- утверждал Б. М. Теплов.
Робость, застенчивость, неуверенность в себе преодолеваются через проигрование проблемных ситуации от лица какого-либо персонажа.
Неоценимо и всестороннее художественное развитие. Ярко проявляются, развиваются способности к танцам, музыке, декламированию. Развиваются художественные вкус и интересы, чувство прекрасного. Этому способствуют, и совместная подготовка атрибутов, декораций, костюмов, и подборка и слушание музыки к спектаклю, рассматривание картин и иллюстраций к произведениям, походы в театр, рисование, лепка, создание аппликаций полюбившихся сказочных героев, сцен из спектаклей и т. д.
Огромно влияние театрализованной деятельности на развитие всех аспектов речи: грамматический строй, связность речи, словарь, выразительность и четкость произношения; диалогическую и монологическую речь. Предоставляются огромные возможности для её развития и совершенствования. М. Горький писал: «В игре словом ребенок познает тонкости родного языка».
Участвуя в театрализованной деятельности ребенок усваивает правильные формы построения своей речи: согласование различных частей речи в предложениях; соответствующее расположение слов в предложении; адекватное использование различных форм слов; правильное произнесение звуков и букв; развивается фонематический анализ и синтез. Изображая героя, ребенок старается более точно передать его образ меняя темп, ритм, высоту и силу голоса. Всесторонне развивается внеречевое и речевое дыхание: становится ровным и плавным. Ребенок учится делать вдох и выдох там, где это требуется. В результате чего и речь становится более четкой и понятной. Усваивается не только содержательная, но и образная, эмоциональная сторона языка.
В дошкольном возрасте театрализованная игра получает значительное развитие от манипулятивной деятельности с предметами до разыгрывания спектаклей. Но основным условием её развития, является систематическое её использование. Педагогический процесс должен быть построен таким образом, чтобы установилась связь между занятиями и самостоятельной деятельностью. Развитие театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста – длительная и кропотливая работа, требующая от педагога усилий, знаний и умений, такта и терпения. Но эта огромная работа обязательно даст свои положительные плоды.