Надежда Борисова
Консультация для воспитателей «Театрализованная игра как средство всестороннего развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Борисова Н. М. ЧУОДО "Школа "Ор Авнер" г. Брянск", воспитатель
Театрализованная игра, как средство всестороннего развития ребенка.
Мир детства, внутренний мир ребенка полон не изученных тайн и загадок и является ключом ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Именно игра помогает нам раскрыть дверь в мир детского сознания.
Публикация «Консультация для воспитателей „Театрализованная игра как средство всестороннего развития ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики и т. д.). Но как научить малыша играть, брать на себя роль, действовать? В этом и помогут театрализованные игры, являющиеся начальной формой преобщения детей к драматическому искусству.
Мы обратились к трудам педагогов и исследователей: Р. И Жуковская, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, Л. В. Артемова, Т. И. Петрова, Ю. Ф. Гаркуша, Р. Ф. Астахова и д. р. Проанализировав материалы исследований театрализованной игры, мы ваявили направления влияния таких игр на личность ребёнка.
Прежде всего, это нравственное воспитание. Нравственная направленность заключена в каждом литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это отзывчивость, дружба, взаимопомощь, смелость, честность… Любимые герои – образцы для подражания. Разыгрывание ролей позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать правильно. Влияние таких игр на личность ребенка, позволяет использовать их, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, и малыш при этом испытывает удовольствие и радость. Воспитательные возможности усиливаются практически неограниченностью тематики.
Театрализованная деятельность может удовлетворить разносторонние интересы детей и помочь решить многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, по средствам образного, яркого изображения окружающей действительности; с явлениями природы; формирования элементарных математических представлений; развития речи; до физического совершенствования.
Исследования педагогов показали, что игра является средством умственного развития ребенка. Вопросы и споры во время игры, способствуют расширению кругозора, углублению интереса к познанию окружающего мира. Развивая в играх познавательные интересы детей, мы содействуем переходу любопытства в любознательность, воспитанию наблюдательности, находчивости, развитию воображения, памяти, мышления и т. д. А. Люблинская видит игру, как способ перехода от незнания к знанию, как форму приобретения и уточнения знаний, проявление мыслительной деятельности, специфическую форму анализа воспринимаемого ребенком явления и последующего синтеза. В таких играх нет прямого обучения и умственное воспитание имеет свою специфику. В игре есть условия для преломления, усвоения, получения новых знаний. Например, игры-путешествия, с использованием различных художественных произведений [Жуковская Р. И. ]
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важным является влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, переживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. Н. Теплов, - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силе, чем оценки, просто сообщаемые и и усваиваемые. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место»,- утверждал Б. М. Теплов.
Робость, застенчивость, неуверенность в себе преодолеваются через проигрование проблемных ситуации от лица какого-либо персонажа.
Неоценимо и всестороннее художественное развитие. Ярко проявляются, развиваются способности к танцам, музыке, декламированию. Развиваются художественные вкус и интересы, чувство прекрасного. Этому способствуют, и совместная подготовка атрибутов, декораций, костюмов, и подборка и слушание музыки к спектаклю, рассматривание картин и иллюстраций к произведениям, походы в театр, рисование, лепка, создание аппликаций полюбившихся сказочных героев, сцен из спектаклей и т. д.
Огромно влияние театрализованной деятельности на развитие всех аспектов речи: грамматический строй, связность речи, словарь, выразительность и четкость произношения; диалогическую и монологическую речь. Предоставляются огромные возможности для её развития и совершенствования. М. Горький писал: «В игре словом ребенок познает тонкости родного языка».
Участвуя в театрализованной деятельности ребенок усваивает правильные формы построения своей речи: согласование различных частей речи в предложениях; соответствующее расположение слов в предложении; адекватное использование различных форм слов; правильное произнесение звуков и букв; развивается фонематический анализ и синтез. Изображая героя, ребенок старается более точно передать его образ меняя темп, ритм, высоту и силу голоса. Всесторонне развивается внеречевое и речевое дыхание: становится ровным и плавным. Ребенок учится делать вдох и выдох там, где это требуется. В результате чего и речь становится более четкой и понятной. Усваивается не только содержательная, но и образная, эмоциональная сторона языка.
В дошкольном возрасте театрализованная игра получает значительное развитие от манипулятивной деятельности с предметами до разыгрывания спектаклей. Но основным условием её развития, является систематическое её использование. Педагогический процесс должен быть построен таким образом, чтобы установилась связь между занятиями и самостоятельной деятельностью. Развитие театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста – длительная и кропотливая работа, требующая от педагога усилий, знаний и умений, такта и терпения. Но эта огромная работа обязательно даст свои положительные плоды.