Получи документы

Консультация для воспитателей «Специфика занятий с детьми в логопедической группе»

Татьяна Федюнина
Консультация для воспитателей «Специфика занятий с детьми в логопедической группе»
▼ Скачать + Заказать документы

МДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида»

консультация для воспитателей

Тема: «Специфика занятий с детьми в логопедической группе»

Воспитатель : Федюнина Т. П.

В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Особенно в процессе обучения, а поскольку всем детям приходится учиться, то от качества речи ребенка зависит и успешность его обучения.

Публикация «Консультация для воспитателей „Специфика занятий с детьми в логопедической группе“» размещена в разделах

Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно ребенок произносит звуки. Не уделяя внимания расширению словарного запаса, формированию умений составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.

Существует несколько причин, почему важно знать, правильно ли формируется речь ребенка в дошкольном возрасте.

1. Речь – это одна из высших психических функций человека.

Недостатки речи могут быть:

- ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ, как следствие проблем, имеющихся в развитии ребенка

- ПСИХИЧЕСКИЕ, что включает в себя развитие восприятия, памяти, внимания, мышления

- СОЦ. УСЛОВИЯ, так как социальное общение дает ребенку представление о норме

2. Чем раньше выявлена проблема, тем раньше можно начать работу по их преодолению.

3. Даже незначительные недостатки в развитии речи ребенка могут привести к трудностям освоения им процесса чтения и письма.

Рассмотрим цепочку взаимосвязанных процессов при развитии ребенка.

- Нарушение речевого аппарата (дефекты в анатомическом строении органов артикуляции);

- Нарушение речевой моторики (темп, сила, плавность, мелодико-интонационный окрас речи);

- Нарушение артикуляционных органов и дыхания (слабая воздушная струя);

- Нарушение звукопроизношения;

- Нарушение фонематических процессов и анализа слов;

- Нарушение лексико-грамматической стороны речи;

- Затруднение развития словаря;

- Снижение рече-слуховой памяти;

- Затруднение в овладении процесса чтения и письма (аграмматизмы, замены, замены лексического значения/дочка-точка/-одно значение).

Ознакомившись с личными делами, выписками из протоколов медико-психолого-педагогической комиссии и проведя диагностику каждого ребенка (индивидуально).

По разделам:

- Обследование связной речи

=составление рассказа повествовательного характера по картинке, составление рассказа по серии картинок.

- Обследование грамматического строя речи

=составление предложений по картинкам, проверка сформированности навыка согласования местоимений с существительным, использование предложно-падежных конструкций, навыков словообразования и словоизменения.

- Обследование навыков звукопроизношения

=на ограниченном речевом материале, выявление правильности произношения звуков родного языка в естественной речи.

- Обследование слоговой структуры слова

=правильно ли ребенок произносит слова, состоящие из разного количества слов, и как сочетает звуки в этих словах.

- Обследование фонематического восприятия

= выявление готовности ребенка к обучению чтения и письм: насколько он различает звуки родного языка, воспринимает их на слух.

- Уровень сформированности словарного запаса ребенка, темп говорения, наличие запинок, качество голоса.

После диагностики заведены речевые карты, в которых отражены все данные о детям и выставлено логопедическое заключение.

На основании чего составлен перспективный план (на групповые и индивидуальные занятия, заведены тетради для работ на занятии, тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя (в которой даются задания на 2 половину дня, как групповые, так и индивидуальные, так же рабочая тетрадь (логопед-ребенок-родитель).

Остановимся на работе по тетради подробно.

1. Упражнение на развитие речевого дыхания.

2. Развитие мелкой моторики рук.

В период обучения чтению, счету и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно -пространственных восприятия и представления у детей.

Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, путаются писать, читать, и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственное отношение.

Подобные нарушения чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой) и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.

Язык при артикуляции перемещается во рту с большой скоростью. А точность его движения исключительно важна для членораздельной речи.

Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют. И. Кант отмечал: «рука является вышедшим наружу головным мозгом». Подобные высказывания встречаются и в работах отечественных педагогов и психологов. «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат».

В связи с чем подобран комплекс упражнений в сочетании с рифмованными текстами, с которыми логопед, воспитатели, родители будут знакомить детей в течение года.

3. Артикуляционная гимнастика.

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями:

- Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений.

- Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильных, выполняемых детьми, отработанных с логопедом, артикуляционных упражнений. Основным направлением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

=артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день.

=выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.

=вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

=каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

Артикуляционная гимнастика включает в себя: массаж, пассивную гимнастику, активную гимнастику, упражнения для нижней челюсти, для губы, для языка.

4. На обороте титульного листа тетради есть значки-символы, которыми обозначается род деятельности данного задания.

В процессе закрепления правильного произношения переводить ребенка на внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание.

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха вашего ребенка и огромная помощь педагогам.

Литература:

«Логопедическая служба дошкольного образовательного учреждения» /авт-сост. В. В. Докутович, Л. Е. Кыласова. -Волгоград: Учитель, 2013.

Новиковская О. А. «Логопедическая грамматика для детей» - Спб. :КОРОНа принт, 2005.

Успенская Л. П., Успенский М. Б. «Учитесь правильно говорить»- Просвещение, 1991

Публикации по теме:

Календарно-тематический план музыкальных занятий в логопедической группе детей 5–7 лет КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ (5-7 ЛЕТ) СЕНТЯБРЬ Форма организации муз. деятельности Репертуар.

Консультация для педагогов «Своеобразие игр-занятий с детьми 2–3 лет» Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие.

Консультация для родителей и воспитателей «Готовимся к прогулкам и экскурсиям с детьми по городу Краснодару» Консультация для родителей и воспитателей. «Готовимся к прогулкам и экскурсиям с детьми по городу Краснодару». Подготовила воспитатель.

Консультация для воспитателей «Развивающие методы обучения в организации НОД с детьми дошкольного возраста» Цель: систематизировать знания педагогов о методах развивающего обучения, повышать уровень профессиональной компетентности педагогов, творческую.

Консультация для воспитателей «Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста» Театрализованная деятельность в детском саду – это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности.

Консультация для воспитателей «Труд с детьми на огороде» Консультация для воспитателей: «Труд с детьми на огороде» Учебно-воспитательные цели и задачи: 1. Познакомить дошкольников с основами.

Консультация для воспитателей «Влияние индивидуальных занятий по развитию речи на обогащение сюжетов игр» Всем хорошо известно, что речь не является врождённой способностью человека. Она формируется у ребёнка постепенно в процессе его роста и.

Консультация «Совместные игры детей с родителями» и «Примерный перечень ОРУ для занятий с детьми дома» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ Когда дети растут, они постепенно учатся владеть своим телом, развивается.

Консультация «Специфика интеграции в России» В отличие от интеграции в западноевропейских странах, отечественные интеграционные процессы основываются на позицию деятельностного подхода.

Специфика работы педагогов и специалистов с особенными детьми в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения Т. И. Кучебо, Ж. В. Размочаева, О. И. Сырова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 139», г. Новокузнецк.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Специфика занятий с детьми в логопедической группе»
Опубликовано: 9 августа 2016 в 19:52
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Специфика занятий с детьми в логопедической группе»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Федюнина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД