Татьяна Федюнина
Консультация для воспитателей «Специфика занятий с детьми в логопедической группе»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида»
Тема: «Специфика занятий с детьми в логопедической группе»
Воспитатель : Федюнина Т. П.
В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Особенно в процессе обучения, а поскольку всем детям приходится учиться, то от качества речи ребенка зависит и успешность его обучения.
Публикация «Консультация для воспитателей „Специфика занятий с детьми в логопедической группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно ребенок произносит звуки. Не уделяя внимания расширению словарного запаса, формированию умений составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.
Существует несколько причин, почему важно знать, правильно ли формируется речь ребенка в дошкольном возрасте.
1. Речь – это одна из высших психических функций человека.
Недостатки речи могут быть:
- ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ, как следствие проблем, имеющихся в развитии ребенка
- ПСИХИЧЕСКИЕ, что включает в себя развитие восприятия, памяти, внимания, мышления
- СОЦ. УСЛОВИЯ, так как социальное общение дает ребенку представление о норме
2. Чем раньше выявлена проблема, тем раньше можно начать работу по их преодолению.
3. Даже незначительные недостатки в развитии речи ребенка могут привести к трудностям освоения им процесса чтения и письма.
Рассмотрим цепочку взаимосвязанных процессов при развитии ребенка.
- Нарушение речевого аппарата (дефекты в анатомическом строении органов артикуляции);
- Нарушение речевой моторики (темп, сила, плавность, мелодико-интонационный окрас речи);
- Нарушение артикуляционных органов и дыхания (слабая воздушная струя);
- Нарушение звукопроизношения;
- Нарушение фонематических процессов и анализа слов;
- Нарушение лексико-грамматической стороны речи;
- Затруднение развития словаря;
- Снижение рече-слуховой памяти;
- Затруднение в овладении процесса чтения и письма (аграмматизмы, замены, замены лексического значения/дочка-точка/-одно значение).
Ознакомившись с личными делами, выписками из протоколов медико-психолого-педагогической комиссии и проведя диагностику каждого ребенка (индивидуально).
По разделам:
- Обследование связной речи
=составление рассказа повествовательного характера по картинке, составление рассказа по серии картинок.
- Обследование грамматического строя речи
=составление предложений по картинкам, проверка сформированности навыка согласования местоимений с существительным, использование предложно-падежных конструкций, навыков словообразования и словоизменения.
- Обследование навыков звукопроизношения
=на ограниченном речевом материале, выявление правильности произношения звуков родного языка в естественной речи.
- Обследование слоговой структуры слова
=правильно ли ребенок произносит слова, состоящие из разного количества слов, и как сочетает звуки в этих словах.
- Обследование фонематического восприятия
= выявление готовности ребенка к обучению чтения и письм: насколько он различает звуки родного языка, воспринимает их на слух.
- Уровень сформированности словарного запаса ребенка, темп говорения, наличие запинок, качество голоса.
После диагностики заведены речевые карты, в которых отражены все данные о детям и выставлено логопедическое заключение.
На основании чего составлен перспективный план (на групповые и индивидуальные занятия, заведены тетради для работ на занятии, тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя (в которой даются задания на 2 половину дня, как групповые, так и индивидуальные, так же рабочая тетрадь (логопед-ребенок-родитель).
Остановимся на работе по тетради подробно.
1. Упражнение на развитие речевого дыхания.
2. Развитие мелкой моторики рук.
В период обучения чтению, счету и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно -пространственных восприятия и представления у детей.
Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, путаются писать, читать, и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственное отношение.
Подобные нарушения чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой) и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.
Язык при артикуляции перемещается во рту с большой скоростью. А точность его движения исключительно важна для членораздельной речи.
Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют. И. Кант отмечал: «рука является вышедшим наружу головным мозгом». Подобные высказывания встречаются и в работах отечественных педагогов и психологов. «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат».
В связи с чем подобран комплекс упражнений в сочетании с рифмованными текстами, с которыми логопед, воспитатели, родители будут знакомить детей в течение года.
3. Артикуляционная гимнастика.
Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.
Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями:
- Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений.
- Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильных, выполняемых детьми, отработанных с логопедом, артикуляционных упражнений. Основным направлением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
=артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день.
=выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
=вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
=каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
Артикуляционная гимнастика включает в себя: массаж, пассивную гимнастику, активную гимнастику, упражнения для нижней челюсти, для губы, для языка.
4. На обороте титульного листа тетради есть значки-символы, которыми обозначается род деятельности данного задания.
В процессе закрепления правильного произношения переводить ребенка на внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание.
Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха вашего ребенка и огромная помощь педагогам.
Литература:
«Логопедическая служба дошкольного образовательного учреждения» /авт-сост. В. В. Докутович, Л. Е. Кыласова. -Волгоград: Учитель, 2013.
Новиковская О. А. «Логопедическая грамматика для детей» - Спб. :КОРОНа принт, 2005.
Успенская Л. П., Успенский М. Б. «Учитесь правильно говорить»- Просвещение, 1991