Ирина Львовна Бабкина
Консультация для воспитателей «Создание РППС в группах для нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.
Публикация «Консультация для воспитателей „Создание Рппс в группах для нравственно-патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».
Понимая важность этого вопроса, работа по нравственно-патриотическому воспитанию проводится не только старших дошкольников, но и вводятся начала социально-нравственного воспитания в младшем и среднем возрасте.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах, создаваемая педагогами нашего детского сада.
Правильно организованная развивающая среда в группах нашего детского сада позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивает «зоны ближайшего развития» детей.
Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки. В группах младшего и среднего возраста – уголки социально-нравственного воспитания, старшего и подготовительного к школе возраста созданы уголки нравственно-патриотического воспитания и психологического отдыха. В каждой возрастной группе продумывается рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных уголков.
Изготовьте дидактические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей : план города, на котором дети без труда узнают свой детский сад; представьте различные виды театра по русским народным сказкам; создавайте макеты климатических и природных зон с представителями флоры и фауны. Превратите традиционные уголки по изобразительной деятельности в настоящие творческие мастерские.
Появилось много изделий прикладного искусства. Интерьеры украшают игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сделанные руками воспитателей и родителей. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. С этой целью в старших дошкольных группах имеется периодически меняющийся материал: лабиринты, кроссворды на знание родного города, края, страны, её символов. С целью пополнения развивающей среды приобретены настольные печатные игры «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото» и другие.)
Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому физкультурные уголки кроме привычного спортивного оборудования содержат атрибуты для подвижных народных игр.
Для нравственно-эстетического развития детей в каждой группе организованы музыкально-театральные уголки, в которых подобраны соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные.)
Музыкальным руководителем детского сада собирается фонотека с записями шелеста листьев, плеска воды, пения птиц. Музыкальные инструменты используются на вечерах досуга, ярмарках, выпускных вечерах.
Для нравственно-патриотического воспитания пополняйте уголок патриотического воспитания, куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области, страны; книги предприятий родного города; литература по патриотическому воспитанию.
Создайте полочку красоты, где выставлены изделия декоративно-прикладного искусства. Беседы о работах народных мастеров помогает детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.
«Полочка красоты» не простая, а волшебная! На ней появляются очень красивые предметы и вновь исчезают. Кто первый из детей заметит на полочке новое, тот получает право первым рассмотреть этот предмет: взять его в руки и, если это, возможно, поиграть с ним.
Необходимо накапливать методический материал по патриотическому воспитанию дошкольников : перспективные планы, картотеки, циклы бесед и занятий, диагностический материал, материал по работе с семьёй.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».
Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Этому способствуют специально организованные занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные занятия, праздники и развлечения. Продолжайте работу по патриотическому воспитанию на кружковых занятиях. На занятиях по физическому развитию разучивайте подвижные народные игры, по музыкальному развитию – русские народные песни и пляски. В кружке по изобразительной деятельности знакомьте детей с разными видами народной росписи.
Знакомство с историей Родины начинается с занятий, которые помогают обратить внимание детей на самих себя, на основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание и сочувствие к людям. Большое значение имеет закрепление и развитие любви и привязанности ребенка к своей семье, формирование представления о семье, родословной, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших традиций своих предков. Для этого расскажите детям, как и почему появились у людей имена, проводят беседы «Происхождение фамилий», «Мой дом, моя семья». Покажите иллюстрации, оформите семейные фотоальбомы, записывайте детские рассказы об интересных событиях в семье, проводите увлекательные вечера досуга «Отдыхаем всей семьёй».
После приобщения детей к истории рода начинается их знакомство с историей и достопримечательностями г. Нижнего Новгорода.
Еженедельно необходимо организовывать прогулки и экскурсии по ближайшим к детскому саду улицам, которые сопровождаются рассказами воспитателей о происхождении названий улиц, о труде взрослых. Для того чтобы экскурсии стали безопасными наши педагоги в группе создали уголок безопасности, где они совместно с детьми изучают правила дорожного движения, макет микрорайона, где находится сад. Рекомендую воспитателям с детьми старшей и подготовительной к школе групп посетить городской краеведческий музей, где знакомятся с материалами экспозиции «Нижний Новгород».
Через чтение литературы, оформление альбомов, планов, макетов, рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций о г. Нижнем Новгороде, воспитатели знакомят дошкольников с предприятиями города. Свои знания дети проявляют в творческих играх «Улица», «Путешествие по родному городу».
Занятия, беседы, чтение художественной литературы о былинных богатырях соединены с изучением истории Отечества и воспитанием патриотизма, готовности защищать его, гордиться военными победами предков. По традиции в День защитника Отечества в детский сад приглашаются гости – военнослужащие, ветераны Великой Отечественной войны. 9 мая организуются экскурсии к Вечному огню.
Чтобы воспитать любовь к родному краю, растениям и животным, населяющим его, вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране, сформировать активную позицию – не равнодушного созерцателя, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем необходимо проводить экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, исследования, опыты и мини-походы. Формы организации различны: диспуты, маршрутные игры-путешествия, турниры-викторины, инсценирование экологических сказок. В этом педагогам помогает связь с библиотекой имени А. С. Макаренко.
Каждый месяц дети посещают библиотеку, где проводятся или тематические мероприятия, или выставки.
Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов. В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей в родительском уголке, проведение консультаций и бесед с патриотической тематикой, родительские собрания с предварительным анкетированием или в нетрадиционной форме, посещения на дому, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях, приглашения на комплексные занятия. Хочется, чтобы в детском саду стали традиционными проведение Дня открытых дверей, детских концертов к Дню пожилого человека, к Дню матери, проводились конкурсы семейных стенных газет, поделок из природного материала, организовывались выставки детского творчества.
Исследователь славянской мифологии и культуры Ю. Миролюбов говорил, что «надо понять и уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы приложим все силы, то и будущая Русь – тоже мы».