Марина Яицкая
Консультация для воспитателей «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому важно именно в дошкольном детстве заложить эти основы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Нравственно - патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Чувство Родины, оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства.
И хотя многие впечатления еще не осознаны детьми глубоко но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, которые не казались бы ребенку чрезмерно назидательными. Главной целью дошкольного учреждения в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию следует проводить регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию в группе предметно-развивающей среды патриотической направленности. Оформлен Патриотический уголок в который входит государственная символика России, города Новотроицка. Есть папки «Моя родина – Россия», «Оренбургский пуховый платок», «Многонациональный Оренбургский край», «Я и моя семья», «Книга Памяти»
Дидактические игры: «Военная техника", Найди флаг России", «Космос" «Заколдованный город» Фотоальбомы: «Природа нашего края» " Мой любимый город Новотроицк»
Атрибуты к сюжетно - ролевым играм: "Пограничники", "Моряки", «Космонавты» Используем художественную литературу, через которую дети расширят знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии.
Одной из наиболее эффективных, интересных и целесообразных форм нравственно-патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Проектная деятельность сочетает интересы всех участников проекта: -педагог имеет возможность самореализации и проявление творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем; -родители становятся активными участниками нравственно-патриотического воспитания детей; - дети организовываются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Планирование проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей. С детьми средней группы проекты носят краткосрочный характер, к подготовительной группе проекты уже исследовательские и имеют долгосрочный характер, при реализации которых дети совместно с педагогами и родителями собирают исторические факты и события.
Реализуем систему работ по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, организованную по принципу " от простого к сложному", состоящую из следующих тематических блоков:
-"Моя семья", где можно предложить проекты "Моя родословная", "Герб моей семьи"; фотовыставки " Моя семья", "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"
-" Мой город ", проект, в рамках которого рекомендуется составление экскурсионных маршрутов по улицам города, организация выставок детских рисунков "Город будущего", "Город моего детства"; проведение интеллектуальной викторины "Юные знатоки города"; "Милый сердцу уголок"; акции по благоустройству территории д/с "Любимый город - чистый город"
«Родная природа» реализовали в проекте "Красная книга Оренбургской области», где создали коллекции природных материалов родного края, посетили краеведческий музей.
- «Культура и традиции» проводим православные праздников «Рождество», «Пасха»; интерактивной игры «В гостях у Марьи - искусницы»; развлечение «Детские забавы на Руси»; выставка детских работ «Диво-дивное» (народные промыслы, узоры для Оренбургского пухового платка);
- «Защитники Отечества», организовывали выставку рисунков " Былинные богатыри", "Военная техника"; соревнование - эстафету "Самый ловкий"; целевые прогулки к памятным местам города; возложение цветов к обелиску, физкультурное развлечение "Защитники Отечества", изготовление подарков для пап, встречу с ветераном ВОВ; создание экспозиции "Никто не забыт и ничто не забыто". На этапе завершения проекта можно порекомендовать такие формы работы, как презентация книги памяти «Наследие героев - правнукам Победы», просмотр видеофильма «Моя родина Россия, моя малая родина Новотроицк»; проект "Этих дней не смолкнет слава", «Кладовая Оренбургского края», где каждый ребенок имеет возможность осветить интересные факты. Хотелось бы подчеркнуть немаловажную роль сотрудничества с социально значимыми учреждениями нашего города в формировании нравственно - патриотического сознания. Посещение краеведческого музея открывает возможность проникновения в историю быта родного края. Литературная гостиная в детской библиотеке способствует расширению кругозора дошкольников, повышает общекультурный уровень. Созерцание произведений художников в выставочном зале открывает красоту окружающего мира, помогает относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. В доме детского творчества знакомят с народно – декоративным искусством, способствуют развитию творческого потенциала. Все это позволяет стимулировать развитие активной гражданской позиции, сопричастности к судьбе малой родины.
В системе работы по нравственно - патриотическому воспитанию придается особое значение музыкально-театрализованной деятельности, как средству эмоционально - нравственного развития дошкольников, где происходит формирование различных сторон личности. Наиболее содержательными и интересными являются народные праздники, как средство выражения национального характера посредством песенной, танцевальной, театральной, игровой деятельности. Оптимальным для нравственного и патриотического воспитания в д/саду является проведение сезонных музыкально-театрализованных праздников "Осень ", "Рождество", "Масленица", "Именины березки". Через театрализованную деятельность дети вместе со взрослыми приобщаются к культурному наследию. Народное искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, хороводом, поэтому оно так близко ему и понятно. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В законе " Об образовании" указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует таких форм взаимодействия семьи и д/с которые способствуют созданию необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьям воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Проблема нравственно- патриотического воспитания в современном мире, актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Исходя из этого, в решении задач нравственно-патриотического воспитания до школьников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса. Мы предлагаем создать детско-родительский клуб с целью развития в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями; провести КВН "Люби и знай свой край родной", посиделки "Семья и родной дом", "От счастья ключи в семье ищи"; Конкурсы "Герб нашей семьи", "Папа, мама, я – спортивная семья", "Самая читающая семья", выставки "Семейные реликвии", походы "Вижу чудное раздолье"; игровые программы "Вперед к победе"; мастер-класс "С чего начинается Родина?" Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных связей. Прикосновение к истории своей семьи, родного края вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы, эффективность которой прослеживается в следующих результатах: наличие у детей знаний об истории своей страны, ее природных богатствах, социально-экономической значимости;
-возникновение стойкого интереса к русской народной культуре, традициям и обычаям русского народа, осознанное употребление в активной речи русского фольклора; участие детей и родителей в конкурсах по патриотическому воспитанию разного уровня.