Дания Шарифуллина
Консультация для воспитателей «Сказкотерапия как метод психокоррекции при работе с детьми с отклонениями в развитии»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка - как метод воспитания
Людям свойственно обмениваться историями. Обмен историями, как обмен и жизненным опытом – естественная форма взаимодействия между людьми. Соответственно, сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта, ограниченная система воспитания новых поколений.
Публикация «Консультация для воспитателей „Сказкотерапия как метод психокоррекции при работе с детьми с отклонениями в развитии“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Сказкотерапия – это лечение сказками, при котором происходит совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Если рассматривать сказку с различных позиций, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень проблем и образные способы их решения.
Слушая сказки в детстве, человек накапливает некий символический «банк жизненных ситуаций». И если взрослые непросто читают детям сказки, но и совместно размышляют над ними, ищут ответы на вопрос «Чему же нас с тобой учит сказка», соотносить ответы со своим поведением, то начинает работать принцип осознания взаимосвязи смысла сказочной ситуации и реальной жизни.
Сказкотерапия – это процесс активизации ресурсов, потенциала личности, это возможность поверить в свои силы; это и терапия средой, особой сказочной обстановкой. Сказкотерапия – это психодиагностика и метод коррекционного воздействия, развития, т. к.
Сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую, познавательную деятельность, так и на эмоциональную среду ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно – этнической культуре, фольклоре и обладает богатым социальным, нравственно – педагогическим потенциалом.
С социально-педагогической точки зрения сказкотерапия выполняет следующие функции:
- социализации, поскольку приобщает новое поколение к общечеловеческому опыту;
- креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, его образное, абстрактное мышление;
- лексико – образную, поскольку формирует языковую культуру, активизирует и развивает внутреннюю слухо-речевую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивное (вербально – образной компонент речи) и коммуникативные (способность к общению, пониманию).
- развивающее – терапевтическое, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином «катарсис» (ощущение души, умиротворение, снятие стресс).
Каждая сказка уникальна. Однако использование сказкотерапии как воспитательной системы предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом, т. е. принципы работы со сказкой.
1. Принцип обучения и познания, означающий целенаправленное, планомерное усвоение ребенком знаний и умений, навыков. (Этот принцип является наиболее важным при коррекционном воздействии – т. к. идет не только знакомство со сказкой, со сказочными героями, но ребенок учится понимать действия и поступки героев; идет освобождение от негативных состояний, снижение психоэмоционального напряжения, регуляция психосомотических процессов; моделирование положительного психоэмоционального состояния и т. д.)
2. Принцип – творческой, гуманной, коммуникативной направленности, характеризующийся развитием психических процессов (вниманию, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи.
3. Принцип осознанности причинно-следственных связей в развитии сюжета : понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Важно учить понять место и назначение каждого персонажа сказки.
4. Принцип – связь с реальностью (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок).
Наша задача – кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации в позиции того, как сказочный урок будет использован нами в реальной жизни.
Основная цель – понимание основных идей сказки. т. к. через основную идею передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими людьми ( важны вопросы: о чем эта сказка, чему она нас учит).
Вопрос: какова основная идея сказки «Курочка – Ряба» и «Красная шапочка».
Выбирая сказку необходимо учитывать следующее:
- уровень развития детей;
- доступность языка изложения;
- понятность героя ребенку;
- максимальное сходство ситуации произведения с актуальной жизненной ситуацией;
- психологическая комфортность (ребенку д. б. весело, интересно, не страшно и т. д.)
психологический механизм воздействия сказкотерапии :
- появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, т. е. негативные чувства превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию.
Принцип сказкотерапии :
1) чтение сказок, кукольный театр (би-ба-бо, плоскостное, теневой, игрушки, пальчики, перчатки).
2) Игры драматизации;
3) Представление (спектакли).
Для детей с опорно-двигательном нарушением, с задержкой в развитии наиболее эффективны использование кукольного театра, т. к. характерно перенапряжение всех или отдельных групп мышц или же расслабленность. Наблюдая за куклами, за их действием, за манерой говорить, они раскрепощаются, начинают верить возможность собственного успеха, у детей развивается, а также эмоции, чувства.
Важно учить определить характер героя (ленивый, трусливый, добрый или злой) и учить сформировать его речевую характеристику.
Кукол сказочных героев можно использовать во время утренней гимнастики, во время занятий, физминуток, во время самостоятельной деятельности – т. к. они дают положительный заряд.
Для детей с задержкой в развитии рекомендуются сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», «Лиса и журавль», «З медведя», «Заяц – хваста», «Непослушный козленок», немец. сказка «Кукушка», монгольская сказка «Непослушный ребенок».
Для детей с нормальным интеллектуальным развитием «Сестрица Аленушка» да братец Иванушка», «Снегурочка – Царевна – Лягушка», «Гуси – Лебеди»; для ослабления негативного состояния, для усиления положительных эмоций рекомендую сказки Г. Х. Андерсена: «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Гадкий утенок», Б. Жидкова «Серая шейка», «Храбрый утенок», «Мамин Сибиряк», «Сказка про храброго зайца», К. Чуковского «Краденое солнце», Ш. Перро «Красная шапочка» и «Серый волк».
В процессе сказкотерапии дети учатся радоваться, сопереживать сказочным героям, понимать чувства, поступки, поведения героев, получают представление об иных возможных способах поведения.
Литература:
-Л. В. Черницкая «Психологические игры и тренинги в детском саду»;
-Волковская Т. Н. «Психологическая помощь детям с ОНР»
-ж/л «Логопед» №1 2006
-ж/л «Воспитание и обучение детей с нарушением в развитии» №4 2004г.