Наталья Кондратова
Консультация для воспитателей «С чего начинается Родина?»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по - иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Культура и народный быт обладает глубокой преемственностью, потому что невозможно, что то создать, забыв тех, кто предшествовал нашему приходу в мир. Прошлое питает своими достижениями нашу сегодняшнюю культуру.
«Деток воспитывать – не курочек пересчитывать. Чему ребёнка научишь, то от него и получишь».
Публикация «Консультация для воспитателей „С чего начинается Родина?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родина, родной край. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Важно с ранних лет воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей малой родины, гордость за свой край, патриотизм на героических подвигах предков. Именно в дошкольном возрасте возрастают познавательная активность, интерес к миру, желание усваивать новое. Создаётся фундамент для последующего развития детей, потому что, только зная историю своей малой родины, ребёнок сможет полюбить её.
Ты вспоминаешь не страну родную,
Какую ты изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Поэтому основным направлением моей работы стало «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культуры и истории Донского края».
Цель, которого создать условия для формирования у детей дошкольного возраста интереса к родной станице, краю, ценностям его истории и культуры.
Исходя из этого, были определены задачи:
• Формировать представление детей о культуре и истории своей малой родины.
• Поддерживать познавательно - созидательное отношение к окружающему миру Донского края.
• Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.
Но особое внимание уделяю развитию у дошкольников представлений об эволюции жилища от древнего мира до сегодняшних дней.
Дети знакомы, как правило, с современным жилищем человека. А данная задача помогает познакомить их с архитектурным наследием наших предков и отследить этапы развития цивилизации.
«Не по дому казак, а дом по казаку».
В поисках наиболее эффективного метода решения этой задачи я обратила внимание на проектный. Считаю этот метод наиболее результативным, так как он помогает увидеть проблему с разных сторон, активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей.
В результате у детей расширились представления об истории цивилизации и техническом прогрессе, появился интерес к родной станице, что отразилось в продуктивных видах деятельности.
В работе опираюсь на принципы:
• Личностно - ориентированного общения.
• Сотворчества и сотрудничества.
• Сочетание обучающего компонента с развивающим.
• Занимательности.
Одним из необходимых условий реализации поставленной цели - считаю создание развивающего пространства.
В своей речи использую Донской говор, прибаутки, колыбельные, пословицы, что не только обогащает речь детей, а также способствует формированию словесного и изобразительного творчества. Считаю очень важно изучать пословицы и поговорки, как сказал Михаил Шолохов «Они перелетают из века в век, от одного поколения к другому. И не видная та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость».
Был собран фотоматериал к альбомам «Донской край - мой край», «Моя станица», изготовлены атрибуты для народных игр, куклы в казачьих костюмах, оформлены уголки ряженья для театрализованных представлений и обыгрыванию народных казачьих сказок, ведь «Сказка ложь, да в ней намёк, нашим детушкам урок».
Работу провожу по таким направлениям, как:
Народоведение - использование всех видов фольклоров с раннего возраста, проведение праздников, в соответствии с народным календарём, посещение мини - музея казачьего быта детского сада, экспозиции которого позволяют детям уже с раннего возраста ощутить себя частью своего народа.
Краеведение - знакомство детей с интересной и доступной информацией об истории и сегодняшнем дне родной станицы, встреча с интересными людьми, экскурсии в районный музей, познавательные занятия, викторины, туристические походы.
Считаю прогрессивным направлением в своей работе технологии «Пересечения ЛИКов» авторов Чумичева Р. М., Платохиной Н. А., которая предполагает знакомства дошкольников с личностью, историей и культурой. Она выделяет несколько направлений:
• «Образ другого» - предполагает развитие познавательного интереса дошкольников (целевые прогулки, экскурсии по родному краю, путешествия по знакомым улицам)
• «Рефлексия Я» - формирует способность к эмоционально - чувствительному восприятию и выражения своих чувств, эмоций, своего Я.
• «Образ созидателя» - способствует развитию творческого опыта дошкольника и образного мышления.
• «Самовыражение» - стимулирует индивидуальную траекторию самовыражения личности ребёнка (театрализованные представления, участие в праздниках, художественно продуктивная деятельность).
Чтобы заинтересовать детей и вовлечь в процесс деятельности использую различные формы:
• Занятия.
• Беседы.
• Народно - обрядовые праздники (именно праздник выступает той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществляется передача потомкам культурных традиций).
• Казачьи игры, ведь они почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры, как жанр устного народного творчества является национальным богатством, а мы должны их сделать достоянием детей.
• Экскурсии.
• Ярмарки - на них предоставляется возможность продемонстрировать творчество народных мастеров, детей, родителей и специалистов.
В ТЕСНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РАБОТАЮ С МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ И ИНСТРУКТОРОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
На музыкальных занятиях дети знакомятся с казачьими песнями, анализируя, как в них отразилась жизнь казаков, её горести и радости. Казачья песня это не жанр, не художественное произведение, а связь поколений, душ и времён. Как говорят Донские казаки «Каждый, кто играет нашу песню, должен её прожить, тогда и душа запоёт».
«Гуртом и поле легко пахать и весело отдыхать»
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу детей - родителей – педагогов - специалистов ДОУ - учреждений социума.
Результатом моей работы стало:
• Участие детей и родителей в народных праздниках, ярмарках, фестивалях, семейных конкурсах, в создании предметно - пространственной среды.
• Родители являются партнёрами, помощниками и единомышленниками.
Работа с семьёй строится на принципе сотрудничества и взаимодействия. Все начинается с семьи.
«Каков казак - отец, таков и сын – молодец!»
В конце дошкольного детства, мои дошколята, прощаясь с детским садом, уходят в школу:
• Любознательными
• Почитающими свою семью и родню.
• Уважающими себя и окружающих.
• Трудолюбивыми.
• Упорными.
• Жизнелюбивыми, озорными, здоровыми.
«Та работа хороша, когда в неё вложена душа».
Использованная литература:
1. Р. М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохина. Ценностно – смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края). – 2001 г. – 311 с.
2. Путешествие в страну «Поэзия». — М., 1988.