Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «С чего начинается Родина?»

Наталья Кондратова
Консультация для воспитателей «С чего начинается Родина?»
▼ Скачать + Заказать документы

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по - иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Культура и народный быт обладает глубокой преемственностью, потому что невозможно, что то создать, забыв тех, кто предшествовал нашему приходу в мир. Прошлое питает своими достижениями нашу сегодняшнюю культуру.

«Деток воспитывать – не курочек пересчитывать. Чему ребёнка научишь, то от него и получишь».

Публикация «Консультация для воспитателей „С чего начинается Родина?“» размещена в разделах

Важно с ранних лет воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей малой родины, гордость за свой край, патриотизм на героических подвигах предков. Именно в дошкольном возрасте возрастают познавательная активность, интерес к миру, желание усваивать новое. Создаётся фундамент для последующего развития детей, потому что, только зная историю своей малой родины, ребёнок сможет полюбить её.

Ты вспоминаешь не страну родную,

Какую ты изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой её ты в детстве увидал.

Поэтому основным направлением моей работы стало «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культуры и истории Донского края».

Цель, которого создать условия для формирования у детей дошкольного возраста интереса к родной станице, краю, ценностям его истории и культуры.

Исходя из этого, были определены задачи:

• Формировать представление детей о культуре и истории своей малой родины.

• Поддерживать познавательно - созидательное отношение к окружающему миру Донского края.

Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

Но особое внимание уделяю развитию у дошкольников представлений об эволюции жилища от древнего мира до сегодняшних дней.

Дети знакомы, как правило, с современным жилищем человека. А данная задача помогает познакомить их с архитектурным наследием наших предков и отследить этапы развития цивилизации.

«Не по дому казак, а дом по казаку».

В поисках наиболее эффективного метода решения этой задачи я обратила внимание на проектный. Считаю этот метод наиболее результативным, так как он помогает увидеть проблему с разных сторон, активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей.

В результате у детей расширились представления об истории цивилизации и техническом прогрессе, появился интерес к родной станице, что отразилось в продуктивных видах деятельности.

В работе опираюсь на принципы:

• Личностно - ориентированного общения.

• Сотворчества и сотрудничества.

• Сочетание обучающего компонента с развивающим.

• Занимательности.

Одним из необходимых условий реализации поставленной цели - считаю создание развивающего пространства.

В своей речи использую Донской говор, прибаутки, колыбельные, пословицы, что не только обогащает речь детей, а также способствует формированию словесного и изобразительного творчества. Считаю очень важно изучать пословицы и поговорки, как сказал Михаил Шолохов «Они перелетают из века в век, от одного поколения к другому. И не видная та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость».

Был собран фотоматериал к альбомам «Донской край - мой край», «Моя станица», изготовлены атрибуты для народных игр, куклы в казачьих костюмах, оформлены уголки ряженья для театрализованных представлений и обыгрыванию народных казачьих сказок, ведь «Сказка ложь, да в ней намёк, нашим детушкам урок».

Работу провожу по таким направлениям, как:

Народоведение - использование всех видов фольклоров с раннего возраста, проведение праздников, в соответствии с народным календарём, посещение мини - музея казачьего быта детского сада, экспозиции которого позволяют детям уже с раннего возраста ощутить себя частью своего народа.

Краеведение - знакомство детей с интересной и доступной информацией об истории и сегодняшнем дне родной станицы, встреча с интересными людьми, экскурсии в районный музей, познавательные занятия, викторины, туристические походы.

Считаю прогрессивным направлением в своей работе технологии «Пересечения ЛИКов» авторов Чумичева Р. М., Платохиной Н. А., которая предполагает знакомства дошкольников с личностью, историей и культурой. Она выделяет несколько направлений:

«Образ другого» - предполагает развитие познавательного интереса дошкольников (целевые прогулки, экскурсии по родному краю, путешествия по знакомым улицам)

«Рефлексия Я» - формирует способность к эмоционально - чувствительному восприятию и выражения своих чувств, эмоций, своего Я.

«Образ созидателя» - способствует развитию творческого опыта дошкольника и образного мышления.

«Самовыражение» - стимулирует индивидуальную траекторию самовыражения личности ребёнка (театрализованные представления, участие в праздниках, художественно продуктивная деятельность).

Чтобы заинтересовать детей и вовлечь в процесс деятельности использую различные формы:

• Занятия.

• Беседы.

• Народно - обрядовые праздники (именно праздник выступает той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществляется передача потомкам культурных традиций).

• Казачьи игры, ведь они почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры, как жанр устного народного творчества является национальным богатством, а мы должны их сделать достоянием детей.

• Экскурсии.

• Ярмарки - на них предоставляется возможность продемонстрировать творчество народных мастеров, детей, родителей и специалистов.

В ТЕСНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РАБОТАЮ С МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ И ИНСТРУКТОРОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

На музыкальных занятиях дети знакомятся с казачьими песнями, анализируя, как в них отразилась жизнь казаков, её горести и радости. Казачья песня это не жанр, не художественное произведение, а связь поколений, душ и времён. Как говорят Донские казаки «Каждый, кто играет нашу песню, должен её прожить, тогда и душа запоёт».

«Гуртом и поле легко пахать и весело отдыхать»

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу детей - родителей – педагогов - специалистов ДОУ - учреждений социума.

Результатом моей работы стало:

• Участие детей и родителей в народных праздниках, ярмарках, фестивалях, семейных конкурсах, в создании предметно - пространственной среды.

Родители являются партнёрами, помощниками и единомышленниками.

Работа с семьёй строится на принципе сотрудничества и взаимодействия. Все начинается с семьи.

«Каков казак - отец, таков и сын – молодец!»

В конце дошкольного детства, мои дошколята, прощаясь с детским садом, уходят в школу:

• Любознательными

• Почитающими свою семью и родню.

• Уважающими себя и окружающих.

• Трудолюбивыми.

• Упорными.

• Жизнелюбивыми, озорными, здоровыми.

«Та работа хороша, когда в неё вложена душа».

Использованная литература:

1. Р. М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохина. Ценностно – смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края). – 2001 г. – 311 с.

2. Путешествие в страну «Поэзия». — М., 1988.

Публикации по теме:

Возрождение народных традиций в детском саду.Возрождение народных традиций в детском саду. Ежегодно в канун Рождества мы гастролируем с детским коллективом «Топотушки», которым я руковожу вот уже 9 лет в микрорайоне города Вязники. Мы.

Экскурсия в краеведческий музей «Русская изба» (старшая группа)Экскурсия в краеведческий музей «Русская изба» (старшая группа) Родительский клуб. «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре» Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «С чего начинается Родина?»
Опубликовано: 10 декабря 2014 в 23:00
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «С чего начинается Родина?»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кондратова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД