Ольга Бессуднова
Консультация для воспитателей «Русские народные игры в физическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка - это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны : игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.
Публикация «Консультация для воспитателей „Русские народные игры в физическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Русские народные подвижные игры - это наше богатство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Особенно популярны были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.
Подвижные игры положительно влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения.
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение - доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
Предлагаем вашему вниманию несколько народных игр.
Игра «Горелки»
В игре участвует от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Для игры выбирается большая поляна или место во дворе.
Выбирается водящий - он будет «гореть». Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра от него. Игроки поют:
«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»
Как только они заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой - справа. Как только они поравняются с водящим, они кричат ему:
«Раз, два, не воронь, беги, как огонь!»
После этого они бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим».
Игра «Заря заряница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий - заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:
Заря-заряница, Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Косы золотые,
В ленты обвитые. -
С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу.
Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.
Игра «Мышеловка»
Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа детей, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая:
Ах, как мыши надоели,
Развелось их просто страсть!
Всё погрызли, всё поели,
Всюду лезут, вот напасть.
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота.
Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из неё. По сигналу взрослого
«Хлоп» стоящие по кругу дети опускают руки, приседают - мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки, считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.
Игра «Мы веселые ребята»
Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Ловишка назначается или выбирается детьми. Дети хором произносят:
Мы, веселые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три — лови!
После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным.
Он отходит в сторону. После 2 - 3 перебежек выбирается другой ловишка.
Игра «Гуси - лебеди»
Ход игры : На одной стороне зала (площадки) обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной стороне зала стоит пастух. Сбоку от дома логово (примерно на середине зала, в котором живет волк, остальное место - луг. Выбираются дети, исполняющие роль волка и пастуха, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают.
ПАСТУХ: Гуси, гуси!
ГУСИ: (останавливаются и отвечают хором). Га, га,га!
ПАСТУХ: Есть хотите?
ГУСИ: Да, да, да!
ПАСТУХ: Так летите же домой!
ГУСИ: Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Зубы точит, съесть нас хочет!
ПАСТУХ: Так летите, как хотите,
Только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья (расставив руки в стороны, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (запятнать). Пойманные гуси идут в логово. После двух перебежек подсчитывается количество пойманных волком гусей. Затем выбираются новые водящие - волк и пастух.
Игра «Бояре»
Всем игрокам необходимо разделиться на две, желательно равные по силе, команды. В начале игры необходимо условиться о времени, когда игра будет окончена и будет определен победитель. Команды встают друг напротив друга в линию на некотором расстоянии и берутся за руки. Одна линия приближается к первой, все игроки хором приговаривают:
- Мы бояре, мы бояре, а мы к вам пришли, отходит назад со словами:
«Мы бояре молодые, а мы к вам пришли» и останавливается. Другая линия начинает приближается к первой со словами:
- Вы, бояре, вы, бояре, а зачем пришли?
Далее по аналогии:
- Мы бояре, нам невеста нужна,
Мы бояре молодые, нам невеста нужна.
- Вы, бояре, а какая вам нужна,
ВЫ, бояре молодые, а какая нам нужна?
- Мы бояре, нам вот эта нужна,
Мы бояре молодые, нам вот эта нужна.
(показывают на кого-то в цепочке-сопернике)
- Вы, бояре, у ней зубки болят,
Вы, бояре молодые, у ней зубки болят.
- Мы бояре, а мы пряничка дадим,
Мы бояре молодые, а мы пряничка дадим.
- Вы, бояре, она прянички не ест,
Вы, бояре молодые, она прянички не ест.
- Мы бояре, а мы плеточкой ее,
Мы бояре молодые, а мы плеточкой ее.
- Вы, бояре, она плеточки боится,
Вы, бояре молодые, она плеточки боится.
- Мы бояре, не валяйте дурака, Отдавайте нам невесту навсегда!
При этих словах выбранный игрок разбегается и пытается порвать сцепленные руки соперников, найдя в нем «слабое звено». Если ему это не удается, он остается в этой команде и занимает место между теми игроками, которых пытался расцепить. Игра начинается сначала. Если у него получилось порвать цепочку, он забирает в свою команду одного из двух игроков, расцепивших руки и игра начинается сначала. Игру команды начинают по очереди. Побеждает так команда, в которой через заданное в начале игры время будет больше игроков. Для того, чтобы выиграть, игроки держатся за руки как можно сильнее, а в качестве разбивающего выбирают самого слабого игрока из команды противника.