Воронцова Наталья
Консультация для воспитателей «Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы решить вопрос о роли творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью, необходимо рассмотреть игру во взаимодействии со всей воспитательной работой, с содержанием занятий, показать, как возникает и развивается игра.
Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и деятельности взрослых, стремление подражать ей. Игра наиболее доступный для него вид деятельности, в процессе которой ребенок входит в окружающей мир, знакомится с ним. Потребность выражать в игре свои впечатления и переживания составляет характерную особенность дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Существует ли у ребенка врожденная потребность в игре? Ответ на этот вопрос можно найти у И. М. Сеченова. Он говорит о прирожденном и "крайне драгоценном свойстве" нервно-психической организации человека- безотчетном стремлении понимать окружающее. Это стремление выражается у ребенка в разных формах: в вопросах, с которыми он обычно обращается ко взрослым, а также в играх.
Интересны мысли И. М. Сеченова о значении игрового подражания для морального воспитания. Под влиянием воспитания ребенок переносит любовь с игрушек на богатырей, силу, храбрость и тому подобные свойства. Неудивительно после этого, что ребенок прикрепит себе саблю, наденет шлем и поедет на палочке. Свою особу он ассоциирует со всеми проходящими через сознание героями и со их свойствами. ". Изучение детских игр полностью убеждает нас в правильности мысли И. М. Сеченова о значении игрового подражания для повторения, закрепления, уяснения впечатлений жизни и для воспитания на этой основе моральных качеств.
В дошкольном возрасте наибольшего развития достигают творческие игры, в которых изображаются различные события жизни, разыгрываются роли. Игры детей этого возраста под влиянием взрослых, под воздействием воспитания становятся всё более сложными и многообразными. Путь развития игры в основном заключается в следующем: жизнь отражается в игре все полнее и реальнее, содержание игр расширяется и углубляется, мысли и чувства, выраженные в игре, становятся более осознанными и глубокими, фантазия делается богаче, средства изображения - разнообразнее, развивается согласованность действий, обдуманность. В детских играх отражаются впечатления от жизни - как постоянно повторяющиеся, так и необычные, отличающиеся большой силой. Игра возникает только в том случае, когда у ребенка есть яркие, конкретные представления. Но этого недостаточно. Чтобы возникла игра, необходима заинтересованность, тема игры должна затрагивать эмоции ребенка. Во всех детских садах наблюдаются игры в "семью","детский сад", и всегда в этих играх изображаются не только события жизни, но и отношение ребенка к ним, его чувства, переживания. Чем старше и развитее дети, тем полнее и конкретнее их представления и тем глубже, осознаннее их чувства. Дети обычно выбирают роли, привлекательные для них, они хотят изображать людей к которым чувствуют любовь и уважение. На время он может отойти от этой игры, потом снова к ней возвращается. Воспитатель руководя игрой, заботится о том, чтобы каждый ребенок находил себе активную, интересную роль, умел исполнять и главные и второстепенные роли. В старшем дошкольном возрасте дети стремятся передать характерные черты изображаемого человека, его переживания. Сюжет игры становится более связным, стройным развивается способность обдумывать свои действия, договариваться о них.
Игровое творчество прежде всего проявляется в развитии целенаправленности, при этом особенно видно влияние воспитательной работы. Мы выдвигаем одной из задач в руководстве игрой воспитание у детей умения ставить в игре цель и достигать её. Маленький ребёнок вначале не имеет ясной цели игры. Его действия определяются игрушкой, подражанием другим детям. Он выбирает не тему игры, а роль, которая часто меняется. По мере развития ребенка в его игре всё заметнее делается замысел, способность до начала игры решать, во что играть. Воспитатель влияет на развитие целенаправленности тем, что поощряет ребенка в осуществлении задуманного, в преодолении трудностей, в проявлении умственного и рабочего усилия. Один из приемов, которым пользуется при этом воспитатель, - совет ребенку подумать, во что интереснее играть, сговориться с товарищами. Опыт показывает, что этим приемом можно пользоваться, когда нужно дать детям понять, как разнообразны могут быть их игры.
Отражение жизни в игре - повторение впечатлений в разных сочетаниях, установление связи прежних знаний с новыми. Богатство этих сочетаний зависит от того, как воспитатель направляет игру, как руководит ею. Успех руководства игрой, осуществление в игре воспитательных задач в значительной степени зависят от того, как удаётся воспитателю включать в игру новое, полезное для развития ребенка. При правильном руководстве дети уже в младшей группе начинают объединять в игре различные впечатления.
Отражение жизни в игре влияет на всестороннее развитие; ребенок много раз повторяет то, что видел и слышал, благодаря этому его знания становятся более прочными, стойкими. Но этим далеко не исчерпывается значение игры для ознакомления с миром. В игре знания применяются на практике и используются в зависимости от содержания игры. Это помогает ребенку уяснить связи и отношения между явлениями жизни; в игре он думает об изображаемом, его представления становятся более отчетливыми, чувства - более сильными и глубокими.
Игра - важный, но не единственный способ отражения впечатлений, усвоения знаний. Не во все можно играть; например, наблюдения природы чаще отражаются в рисунке, лепке. Кроме того, содержание игр складывается из взаимодействий разнообразных влияний: впечатлений, полученных в семье, детском саду, на улице, из рассказов и сказок. Нецелесообразно добиваться того, чтобы все дети играли в одни и те же игры. Один ребенок изображает врача, другой инженера, третий капитана.
Взаимодействие между игрой и занятиями заключается в том, что в игре под влиянием педагога воспитываются интересы детей к окружающему, стремление к приобретению знаний. Такая же связь и взаимодействие существуют между игрой и воспитательной работой в целом : в игре отражаются результаты воспитания моральных качеств, культурных привычек и навыков, в то же время в игре они развиваются. На развитие игры влияют не только содержание занятий, но и полученные на занятиях умения и навыки. Чтобы выполнить задуманное, ребенок должен уметь строить, находить нужные вещи, самостоятельно их мастерить.
Существует тесная связь между развитием содержания игры и развитием конструирования. Чем богаче и сложнее сюжет игры, тем больше нужно детям различных предметов, построек. С другой стороны, сооружение построек, изготовление игрушек повышают умственную активность, содействуют более глубокому знакомству с миром. В большинстве случаев конструирование составляет часть игры. Ребенок берет на себя роль шофера, машиниста, директора магазина и сооружает постройку, нужную для исполнения этой роли.
В детской игре особенно ярко проявляется возрастающая роль слова в связи с развитием мышления и воображения. Слово сопровождает каждую игру. Вначале, на втором и третьем году жизни, ребенок словами обозначает свои действия, предметы, с которыми играет. Благодаря этому уясняются представления детей, новые слова входят в лексикон. И на всем протяжении дошкольного возраста в игре дети упражняются в пользовании новыми словами. Например, в игре в "железную дорогу" дети много раз, в разных комбинациях употребляли недавно услышанные ими на экскурсии слова: "станция", "платформа", "рельсы", "шпалы", "проводник", "пассажиры". Эти слова вошли в активный словарь детей, их представления стали более ясными и точными.
Дети младшей группы договариваются лишь с помощью воспитателя. У них часто не ладится совместная игра потому, что они не представляют замыслов друг друга. Воспитатель разъясняет ребенку, каковы намерения его товарища, и таким образом содействует их объединению и развитию игры. Группа детей зимой играет на участке в "детский сад", сделанный из снега. Миша на воображаемой лошади везет в "детский сад" молоко (снег в ведерке). "Я привез вам молоко" - говорит он, входя в снежную комнату. Но на него никто не обращает внимания, никто ему не отвечает. Воспитательница вмешивается : "Смотрите, Миша привез молоко для ваших деток. Возьмите и скажите ему спасибо". Дети берут молоко, благодарят Мишу, а он высыпает снег в другое ведро и уезжает очень довольный.
В средней и старшей группах дети до начала игры под руководством воспитателя договариваются о ролях, содержании игры. В общих чертах она намечается в словесном сговоре. Затем этот план претворяется в действие.
К концу дошкольного возраста слово приобретает новое значение: дети начинают словами создавать целые эпизоды игры. Иногда вся игра создается словами. В школьном возрасте такие словесные творческие игры - обычное явление. У детей дошкольного возраста они указывают на высокий уровень мышления и фантазии. Развитию таких игр способствует общее развитие детей, знание сказок, рассказов, а также достаточная культура речи, умение придумывать игры, пользоваться разнообразными способами для осуществления задуманного. Такие игры много дают для развития мышления, фантазии, связной, выразительной речи.
Игра служит средством всестороннего развития, и в то же время в ней видны результаты воспитательной работы. Содержательная жизнь детей в детском саду, целенаправленность воспитателя помогают находить правильные пути и средства руководства играми.
Воспитатель влияет на игру через всю воспитательную работу, через занятия. Наблюдение, чтение, рассказывание дают игре содержание. Навыки, умения, моральные привычки, правила поведения находят в игре применение и дальнейшее развитие. Но, кроме того, требуется и непосредственное руководство игрой. В игре, как и во всей педагогической работе, нельзя отделить познавательный процесс от формирования личности ребенка в целом. Именно на основе знакомства с окружающим происходит развитие всех сторон личности ребенка.
В то же время воспитатель должен развивать у детей творческую фантазию. Творческое воспроизведение жизни связано с сильными эмоциями, переживаниями ребенка, и потому оно оказывает большое влияние на его умственное и нравственное развитие.