Получи документы

Консультация для воспитателей «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Морякова Эвелина
Консультация для воспитателей «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в школе.

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах

Изучение математики – процесс сложный и трудный. Математические представления должны осваиваться последовательно, равномерно и систематически. Для дошкольника одним из средств развития математических способностей является сказка, которая представляет собой феномен культуры. Сказка играет в мышлении ребенка ту же роль, что в мышлении взрослого играет логика. Сказка идентична по своей структуре с сюжетно – ролевой игрой и является эффективным средством развития ребенка. Сказка — универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов.

В сказке, имеющей математическое содержание, все это сохраняется, только героями могут служить цифры, геометрические фигуры, также разные герои простых сказок. В сюжет включены разнообразные математические представления. Такие сказки также имеют действия приключенческого характера, усложненные разнообразными математическими испытаниями, которые должен выполнить персонаж вместе с маленькими слушателями. Использование сказок позволяет делать процесс обучения привлекательным, содействует формированию положительного отношения к обучению. В дошкольном возрасте увеличивается потребность ребёнка в знаниях, в построении связной картины мира. Для детской картины мира характерны субъективные отношения к предметному миру и живой природе, что позволяет ребёнку сделать мир доступным для понимания. Поэтому для обучения детей дошкольного возраста целесообразно использовать математические сказки с познавательным содержанием. В младшей группе детского сада используются геометрические и цифровые сказки для формирования представлений о геометрических фигурах (например, история о трё х братьях: Треугольнике, Квадрате и Круге).

В средней группе работа ведётся с понятийными сказочными историями, основанными на математических величинах и терминах.

А в старшей группе детского сада для подготовки к школе сказки уже носят комплексный характер, то есть закрепляют материал и объединяют в одно целое несколько понятий (например, фигуры, цифры, элементарные действия на сложение-вычитание и пр. в виде задач, которые даёт Принцесса своим женихам-Принцам). Если говорить о задачах математических сказок на занятиях с дошкольниками, то этот приём также помогает сформировать элементарный понятийный аппарат для дальнейшего обучения в школе; обучить малыша грамотно и кратко формулировать свои мысли. Основные особенности волшебных сказок математического характера состоят в значительно более развитом сюжетном действии, в приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий, которые нужно преодолеть, совершив определенное математическое действие.

Сказка в увлекательной форме вводит ребёнка в мир математики, позволяя ему лучше понять и осознать его. Сказочная форма способствует введению необходимых ситуаций в математический материал, тем самым оживляя его. Именно такое соединение благоприятно для обучения, поскольку через сказочные образы можно найти путь к эмоциональной сфере ребёнка. Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями все их необыкновенные приключения, ребёнок в тоже время упражняется в решении целого ряда сложных задач, учится рассуждать, логически мыслить, обосновывать свои действия.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.

Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть – это бесценные помощники в обучении детей математике. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. Например: в русской народной сказке «Колобок» дети знакомятся с порядковым счётом. Сказки «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице). С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере и т. д. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» даёт возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий». Еще одна очень полезная сказка для освоения счёта – «Про козлёнка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывая вместе с козлёнком героев сказки, малыш легко запомнит количественный счёт до 10. Предлагая детям поиграть в сказку, стать ее непосредственными участниками, используем приём «вхождения в сказку», например, предложить детям закрыть глаза, сосчитать до 10 (20 и т. д.) и сказать волшебные слова. Ведь там, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, положительные эмоции, что способствует лучшему усвоению трудного математического материала. Роль взрослого – поддержать интерес детей. Обучая маленького ребёнка в процессе игры в сказку, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.

Принцип составления познавательных сказок

- Содержательной основой таких сказок является познавательная, а не развлекательная информация

- В сказках действуют вымышленные персонажи, либо реальные вещи, предметы, объекты, которые наделяются несвойственными им способностями

- Главное у воспитателя вызвать интерес, положительное отношение к героям сказок

Условия эффективного использования математических сказок

- В процессе рассказывания сказок необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка

- Сказки должны преподноситься детям в определенной последовательности с постепенным усложнением материала

- Рассказывание сказки необходимо сопровождать показом наглядного материала

Рекомендации по рассказыванию математических сказок

- Прежде чем рассказать сказку детям, воспитатель сам должен проработать текст, проанализировать его, выделить тему, сюжет, обратить внимание на особенности языка данного произведения

- Сказки нужно рассказывать, а не читать, так как в живом рассказе взрослого они звучат более эмоционально

- Перед рассказыванием нужно настроить детей на слушание текста, для этого можно использовать сюрпризный момент, проблемную ситуацию

Осваиваемое содержание может быть включено в сказку в форме особого рода познавательных задач — загадок, выполнение которых становиться мерой социальной значимости героя (и его помощников — детей) : волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки). Такого рода ситуации типичны в сказках : женихов испытывает принцесса; Баба-яга испытывает Ивана Царевича и т. д. Этот способ эффективен, потому что в качестве задач или загадок легко может быть представлено любое содержание, в том числе и математическое.

Поэтому можно утверждать, что сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому, что используются и дома, и в детском саду. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживаются детьми.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Картотека дидактических игр выполненных своими руками по формированию элементарных математических представлений дошкольниковКартотека дидактических игр выполненных своими руками по формированию элементарных математических представлений дошкольников Предмет математики довольно сложная наука. Не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть тяга к точным наукам. Поэтому полезно.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Математические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольниковМатематические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольников Математика - царица наук и мощный фактор интеллектуального развития ребёнка. Математикой мы пользуемся каждый день, поэтому навыки математического.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений у детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Опубликовано: 24 января 2022 в 16:36
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Морякова Эвелина (УИ 1393023) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД