Морякова Эвелина
Консультация для воспитателей «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в школе.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Изучение математики – процесс сложный и трудный. Математические представления должны осваиваться последовательно, равномерно и систематически. Для дошкольника одним из средств развития математических способностей является сказка, которая представляет собой феномен культуры. Сказка играет в мышлении ребенка ту же роль, что в мышлении взрослого играет логика. Сказка идентична по своей структуре с сюжетно – ролевой игрой и является эффективным средством развития ребенка. Сказка — универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов.
В сказке, имеющей математическое содержание, все это сохраняется, только героями могут служить цифры, геометрические фигуры, также разные герои простых сказок. В сюжет включены разнообразные математические представления. Такие сказки также имеют действия приключенческого характера, усложненные разнообразными математическими испытаниями, которые должен выполнить персонаж вместе с маленькими слушателями. Использование сказок позволяет делать процесс обучения привлекательным, содействует формированию положительного отношения к обучению. В дошкольном возрасте увеличивается потребность ребёнка в знаниях, в построении связной картины мира. Для детской картины мира характерны субъективные отношения к предметному миру и живой природе, что позволяет ребёнку сделать мир доступным для понимания. Поэтому для обучения детей дошкольного возраста целесообразно использовать математические сказки с познавательным содержанием. В младшей группе детского сада используются геометрические и цифровые сказки для формирования представлений о геометрических фигурах (например, история о трё х братьях: Треугольнике, Квадрате и Круге).
В средней группе работа ведётся с понятийными сказочными историями, основанными на математических величинах и терминах.
А в старшей группе детского сада для подготовки к школе сказки уже носят комплексный характер, то есть закрепляют материал и объединяют в одно целое несколько понятий (например, фигуры, цифры, элементарные действия на сложение-вычитание и пр. в виде задач, которые даёт Принцесса своим женихам-Принцам). Если говорить о задачах математических сказок на занятиях с дошкольниками, то этот приём также помогает сформировать элементарный понятийный аппарат для дальнейшего обучения в школе; обучить малыша грамотно и кратко формулировать свои мысли. Основные особенности волшебных сказок математического характера состоят в значительно более развитом сюжетном действии, в приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий, которые нужно преодолеть, совершив определенное математическое действие.
Сказка в увлекательной форме вводит ребёнка в мир математики, позволяя ему лучше понять и осознать его. Сказочная форма способствует введению необходимых ситуаций в математический материал, тем самым оживляя его. Именно такое соединение благоприятно для обучения, поскольку через сказочные образы можно найти путь к эмоциональной сфере ребёнка. Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями все их необыкновенные приключения, ребёнок в тоже время упражняется в решении целого ряда сложных задач, учится рассуждать, логически мыслить, обосновывать свои действия.
При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.
Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть – это бесценные помощники в обучении детей математике. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. Например: в русской народной сказке «Колобок» дети знакомятся с порядковым счётом. Сказки «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице). С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере и т. д. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» даёт возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий». Еще одна очень полезная сказка для освоения счёта – «Про козлёнка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывая вместе с козлёнком героев сказки, малыш легко запомнит количественный счёт до 10. Предлагая детям поиграть в сказку, стать ее непосредственными участниками, используем приём «вхождения в сказку», например, предложить детям закрыть глаза, сосчитать до 10 (20 и т. д.) и сказать волшебные слова. Ведь там, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, положительные эмоции, что способствует лучшему усвоению трудного математического материала. Роль взрослого – поддержать интерес детей. Обучая маленького ребёнка в процессе игры в сказку, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.
Принцип составления познавательных сказок
- Содержательной основой таких сказок является познавательная, а не развлекательная информация
- В сказках действуют вымышленные персонажи, либо реальные вещи, предметы, объекты, которые наделяются несвойственными им способностями
- Главное у воспитателя вызвать интерес, положительное отношение к героям сказок
Условия эффективного использования математических сказок
- В процессе рассказывания сказок необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка
- Сказки должны преподноситься детям в определенной последовательности с постепенным усложнением материала
- Рассказывание сказки необходимо сопровождать показом наглядного материала
Рекомендации по рассказыванию математических сказок
- Прежде чем рассказать сказку детям, воспитатель сам должен проработать текст, проанализировать его, выделить тему, сюжет, обратить внимание на особенности языка данного произведения
- Сказки нужно рассказывать, а не читать, так как в живом рассказе взрослого они звучат более эмоционально
- Перед рассказыванием нужно настроить детей на слушание текста, для этого можно использовать сюрпризный момент, проблемную ситуацию
Осваиваемое содержание может быть включено в сказку в форме особого рода познавательных задач — загадок, выполнение которых становиться мерой социальной значимости героя (и его помощников — детей) : волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки). Такого рода ситуации типичны в сказках : женихов испытывает принцесса; Баба-яга испытывает Ивана Царевича и т. д. Этот способ эффективен, потому что в качестве задач или загадок легко может быть представлено любое содержание, в том числе и математическое.
Поэтому можно утверждать, что сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому, что используются и дома, и в детском саду. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживаются детьми.
При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.