Ирина Подлесная
Консультация для родителей «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольн иков».
У маленького ребенка с несформированным грамматическим строем речи, с неразвитой связной речью может быть два обязательных образца правильной литературной речи : это речь окружающих его взрослых и образцы художественной литературы, с которыми родители знакомят своих малышей еще в очень раннем возрасте.
Публикация «Консультация для родителей „Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников“» размещена в разделах
Главный человек, с которым ребенок начинает общаться эмоционально, а позже при помощи агуканья, лепета, первых слов, это его мама. Переоценить роль мамы в развитии речи ребенка просто не возможно. Поэтому молодые матери должны помнить, что речь свою ребенок будет «списывать» именно у мамы. Женщина, имеющая малыша, с первых дней его жизни должна общаться с ребенком на правильном родном языке, меньше «сюсюкать», больше следить за своей речью.
Читая ребенку его первые книжки, мама должна обращать внимание на короткие слова-предлоги, которые в речи несут большую смысловую нагрузку, произносить их четко, выделяя голосом:
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог –
Весь до ниточки промок. (А. Барто)
Воспитателям хорошо знакомо такое явление, когда разучивая с мамой стихотворение к празднику, утреннику, ребенок часто пропускает предлоги, союзы, переставляя их и вообще очень вольно с ними обращается. При этом короткое стихотворение теряет смысл.
Родителям вовсе не обязательно проводить с детьми специальные занятия по формированию грамматически правильной речи у ребенка. С ним просто надо играть, общаться, отвечая на множество их вопросов.
Вот некоторые примеры игровых ситуаций, которые могут использовать родители для развития грамматически правильной речи у ребенка.
Девочка охотно вымыла посуду после ужина. Нелишне спросить у нее: «Сколько ложек, тарелок, чашек ты вымыла?» и девочка расскажет, что она вымыла и вытерла три вилки, четыре ложки, пять тарелок, три чашки.
У вашего ребенка целый арсенал игрушечных машин. Папе без труда удастся отправиться в путешествие на машинах, приговаривая: «Ехали, мы ехали, к речке подъехали, мост переехали, дальше проехали. Ехали, ехали к горке подъехали, на горку заехали, с горки съехали и дальше поехали, к яме подъехали, яму объехали и дальше поехали. Ехали, ехали и домой приехали.»
Если мама затеяла шить кукле платьица, конечно же вместе с дочуркой, то тут никак не обойтись без слов: шить, пришить, зашить, подшить, перешить, вышить.
Благодатный материал для речевого общения с ребенком дают прогулки в парк, в лес, в сквер. Можно обратить внимание ребенка на то, что дерево высокое, а куст низкий, что ручеек мелкий, а речка глубокая, что тропинка узкая, а дорога широкая.
Шагая с малышом по шуршащему ковру осенних листьев, разъясните ребенку, что с каштана упали каштановые листья, с дуба – дубовые, с клена – кленовые, с березы – березовые и т. д. соберите этот осенний букет из листьев, поставьте его в вазу и ребенок будет долго помнить и эту прогулку, и новые слова, которые он услышал.
Играя дома с веселым шустрым котенком, спросите у ребенка, куда залез котенок (в шкаф, на шкаф, за шкаф, под шкаф). Если дома нет живого объекта, можно использовать мяч, любую другую игрушку. Такая занимательная игра в прятки дает возможность ребенку усвоить простые и сложные предлоги.
Очень нравится детям игра «Неделька». После того, как ребенок выучил дни недели по порядку, спросите его: «Какой день идет за вторником, а между средой и пятницей, какой день недели и т. д.» спросите, почему пятница называется пятницей, вторник – вторником, четверг – четвергом, и если ребенок не почувствовал сам родственной связи, объясните ему ее.
Читая любимую сказку «Репка», рассмотрите иллюстрации к сказке и спросите: «Кто пришел первым? Кто пришел последним? Кто стоит впереди бабки? Кто за бабкой? Позади Жучки? Между внучкой и кошкой?» так легко, ненавязчиво ребенок усваивает слова перед, между, за, первый, последний.
Одеваясь в детский сад, на прогулку, не проводите этот процесс молча. Пусть ребенок рассказывает, что это «моя» футболка, «мое» платье, «мой» шарф, «мои» ботинки, «моя» шуба и т. д. а взрослый в это время откроет ребенку тайну: «шуба из меха – меховая, сапоги из резины – резиновые, перчатки из кожи – кожаные».
Ваша дочь играет с куклой. Обратите ее внимание на то, что у куклы не глаза, а глазки, на руки, а ручки, не уши, а ушки, не платье, а платьице, не шуба, а шубка, не стул, а стульчик, не кровать, а кроватка. Так постепенно ребенок начинает усваивать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Обучая детей счету, нужно не просто учить ребенка запоминать названия чисел, а учить перечислять предметы, согласуя при этом существительные и числительные: пять карандашей, шесть стульев, два окна, пять яблок, две груши, один апельсин, семь листьев, два стола, четыре конфеты, три котенка, пять щенят и т. д.
Желая сформировать у ребенка предложения с союзом потому что, спросите у него: «Почему сегодня нужно взять зонт? Почему к Пете вызывали врача? Почему с деревьев опадают листья? Почему нельзя есть снег?» Можно предложить ребенку исправить ошибку : «У Кати день рождения, потому что ей подарили подарок.
День был жаркий, потому что дети пошли купаться.
Взошло солнце, потому что стало тепло.
Занимательно и интересно проходят такие игры:
«Кто быстрее?» Сестру брат зовет домой. Кто на улице? Кто дома? Машу слушала мама. Кто говорил? Кто слушал? Папу ждет Оля. Кто задержался?
Один из видов игры с ребенком дома: составление предложений из набора слов. Если в игре участвуют два ребенка, можно спросить: «Кто быстрее?»
На, стена, картина, висеть.
Дети, автобус, ехать, на.
Утром, идти, дети, детский, в, сад.
Лена, положила, на, книга, полка.
Работая с глаголами, можно использовать такую игру, как составление письма. Взрослый предлагает ребенку написать письмо бабушке, тете, брату, сестре. Он говорит: «Ты будешь диктовать, а я запишу каждое твое слово, так что ты говори медленнее». Можно записать этот рассказ на магнитофон, а вечером дать послушать всем домашним.
Такие упражнения проводятся для развития умения строить сложные предложения, а это очень важно для подготовки детей к обучению в школе.