Ирина Мандрик
Консультация для воспитателей. Развитие у детей ритмичности как качества личности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие у детей ритмичности как качества личности
«Ритм есть принуждение,
он возбуждает непреодолимую
охоту уступить,согласоваться;
не только ноги,но и сама душа
начинают идти в такт».
Ф. Ницше.
Ежедневно, ежечасно ежеминутно на ребёнка оказывает мощное воздействие
Публикация «Консультация для воспитателей, Развитие у детей ритмичности как качества личности» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
звуковая среда, создаваемая человеком на протяжении многих веков. Хаотичность
звукового фона сопровождает человека целый день: включенное радио, шум
потока машин гудки, крики- всё это создаёт средовую аритмичность и оказывает
отрицательное воздействие на жизненные ритмы ребёнка. Социальный хаос
влияет на эмоциональную сферу детей. Результат таких процессов непредсказуем
и неуправляем, если это касается развития ребёнка. Хаос разрушительно действует
на живые организмы.
Подчинение хаоса ритму ведёт к гармонии. Естественные природные ритмы
жизненны. Они благотворно влияют на ребёнка, или, точнее, совпадают с его
природными, биологическими, соматическими ритмами. Социальные, созданные
человеком ритмы могут вызвать дисгармонию. Более того, полиритмия цивилизованного общества изначально предполагает ритмическую
неоднородность, ингармоничность, которая отрицательно сказывается на состоянии детей.
Оказывают негативное влияние также ритмическое однообразие,
монотонность социальной среды. Именно так воздействуют пространственно-
визуальные ритмы городской среды. Монотонный ритм «спальных» районов
современных городов, как утверждают психологи, может вызвать тоску, агрессию,
чувство одиночества.
Ритмически организованная среда представляет собой стилевое единство,
гармонию, но при этом разнообразие, индивидуальность каждого
пространственного элемента, строений. Так, например, художественные работы
известного итальянского психолога А. Менегетти, размещённые в Лизори,
создают полиритмическое богатство, неповторимость, что позволяет испытать
вдохновение и спокойствие.
Разноцветные скульптурные композиции, зелёный плющ, покрывающий
полотном все стены, разнообразные ступеньки и разноуровневые уступы, арки и
полуарки, изгибы дорожек во дворе детского сада, низкие решётки, названия на
табличках у дверей- это то ритмическое разнообразие, которое позволило бы детям
оказаться в ритмически организованном благоприятном пространстве.
Музыкальные ритмы также способны изменять и усиливать физические,
психические и ментальные процессы детей. Общеизвестно, что употребление
наркотиков зачастую сопровождается слушанием музыки. И это неслучайно.
Однообразная ритмическая основа, с маловыраженной мелодией, с постепенным
динамическим нарастанием возбуждает нервные окончания и приводит организм
-1-
к запредельным чувственным реакциям: сознание отключается, начинаются
галлюцинации, возникают фантастические образы. Решающую роль в данном
случае играет повторяющийся однообразный ритм, который может усилить или
ослабить любое состояние.
Известна также зависимость умственного развития ребёнка от его
ритмичности как качества личности. Об этом подробно писал ещё в начале века
К. Бюхер. Исследуя влияние трудовых песен на человека, он описал изменения
мышечных состояний, ритмических действий человека в процессе труда.
Оказывается, что ритмичность трудовых действий зависит от уровня развития личности. Хаотичность и нерациональность движений отмечается у племён,
которые находятся на низкой стадии развития. Современный цивилизованный человек ритмичен, его действия целесообразны и оптимальны, если он находится в благоприятном эмоциональном состоянии.
Ритмичность зависит от психического состояния и здоровья детей. Это ярко
проявляется у детей. На основе результатов многолетнего исследования проблемы
ритмов в деятельности детей дошкольного возраста в обычных и коррекционных
классах начальной школы и группах детского сада мы пришли к следующим выводам. Дети,отстающие в умственном развитии,с трудом выполняют ритмические
упражнения, как индивидуальные, так и групповые. Для выполнения самых лёгких
ритмических заданий им требовалось много времени. Это касалось и ритма
трудовых действий, и графического ритма, и музыкального ритма, то есть ритмичности как качества личности.
Объяснить подобное явление можно следующими причинами. Любые
внутренние зажимы приводят ребёнка к «тугодумию», к мышечной несвободе,
то есть его сущность подавляется и блокирует центры головного мозга. Ритмами
человека управляет левое, «логическое», полушарие мозга. Источником подавления
ребёнка всегда является взрослый. Любые методы воспитания, любые действия, применяемые в отношении ребёнка, должны быть направлены на сохранение,
развитие и совершенствование индивидуального бытия.
По мнению А. Менегетти, природа сообщает нам значительную, глубинную,
многоаспектную информацию, или, сигналы, что является своего рода тестом на
определение психического, биологического,химического состояния организма.
Ребёнок живёт реальностью всего своего тела, всех своих чувств, пронизанных
разнообразными ритмами. Нарушение любых процессов, на любом уровне
(соматическом, психическом, ментальном) приводит ребёнка к аритмичности.
Открытие семантического (от греч. sema - знак) поля человека позволяет
рассмотреть влияние ритмов жизни, среды на весь его организм в целом.
«Прочтение» семантического поля позволяет диагностировать нарушения ритмов у
детей, не прибегая к диагностическим методикам. Таковы возможности, например,
метода онтодиагностики, который разработал А. Менегетти и активно применяет на
практике. Но овладение этим методом требует специального обучения. Особое
значение в онтодиагностике придаётся выявлению и восстановлению такого
качества человека, как ритмичность.
Ритмичность - одно из основных свойств любого живого организма.
Удивительна синхронизация ритмов в природе. Например, приближение
пробуждения любого живого существа сопровождается повышением артериального
давления, увеличением частоты пульса, мышечной силой и т. д. Известны
- 2 -
многообразные реакции животных на заход или восход солнца, очевидна
ритмизация явлений природы на Земле, в движении планет, других космических явлений.
Чувство ритма относится к врождённым свойствам человека, поэтому язык
ритмов общезначим. Ребёнок пронизан ритмами. Ритм можно чувствовать, слышать
и даже видеть. Не случайно именно в искусстве ритм приобретает особое
гармонизирующее значение. Ещё В. М. Бехтерев в процессе своих исследований
сделал вывод о том, что музыкальный ритм способен установить равновесие в
деятельности нервной системы ребёнка, успокоить слишком возбуждённых ребят и
растормозить замедленных, избавить их от неправильных и лишних движений.
Велико значение ритмов, создаваемых педагогом в течение дня. Важно
научить детей начинать день вовремя, научить включаться в процесс деятельности
организовывать режим дня после занятий. При этом необходимо различать два
понятия, которые в музыке имеют чёткое разграничение, а в жизни постоянно
подменяются. Это ритм и метр.
Нередко изменения времён года, смену дня и ночи, пульс сердца называют
ритмами. В действительности это всего лишь метрические закономерности жизни.
Ритм времён года заключается в уникальности, неповторимости каждого года.
Нет ни одной одинаковой весны: ритмы ранней весны, её быстрое цветение,
солнечные дни и холодные ночи одного года нельзя спутать, например, с холодными
днями запоздалой весны другого года. Каждая весна уникальна, также как и каждое
сердце бьётся не только с разной силой, но и с различной степенью наполнения.
Полнокровные, жизненные процессы- это и есть ритмы жизни.
Ритмы можно классифицировать по нескольким направлениям: ритмы
окружающего мира – природные (биологические, физиологические, социальные
(бытовые, общественные, художественные, космические (планетарные,
галактические); ритмы человека- соматические (ритмы организма, психические
(ритмы эмоциональной сферы, ментальные (ритмы общественной деятельности,
духовные (энергетические); ритмы, которые зависят от способа восприятия-
динамические (временные) и статические (визуальные).Остановимся на последней
группе ритмов, поскольку педагогика занимается проблемами развития ребёнка в процессе воздействия особо организованной среды, то есть образовательной среды.
Весь образовательный процесс пронизан и динамическими (всё, что слышит
ребёнок, и визуальными (всё, что он видит) ритмами, если жизнь в дошкольном
образовательном учреждении организована ритмично, полноценно и разнообразно.
К динамическим ритмам относят все ритмы художественных произведений,
которые развиваются во времени : поэзия, проза, музыка, хореография. Визуальные
ритмы заложены в живописи, скульптуре, архитектуре. Искусствоведы нередко
относят архитектуру по степени выразительности к динамическим видам искусства.
Но ритм в архитектуре и градостроительстве воспринимается зрением, поэтому в данной классификации мы причисляем их к визуальным видам искусства.
Если учесть, что динамическими ритмами являются не только ритмы
искусства, но и ритмические жизненные процессы, то их можно также
классифицировать по разным признакам: шумовые, звуковые, музыкальные;
вербальные и невербальные; временные (слышимые) и пространственные
(неслышимые, но воздействующие на ребёнка). Визуальные ритмы тоже очень
разнообразны. Можно выделить плоскостные и пространственные, композиционные
-3-
и последовательные, цветовые и графические.
Природа искусства такова, что ритмы являются его сущностью, поэтому
искусство играет важную роль в жизни ребёнка.
Напротив, музыка с однообразным, упрощённым, повторяющимся на
протяжении всего произведения ритмом снижает внимание детей, снижает
психологические реакции, оказывает подавляющее воздействие. Педагогу
необходимо помнить, что однообразный ритм некоторых направлений современной музыки снижает не только работоспособность, но и, при длительном воздействии,
интеллектуальные способности детей.
Музыка играет огромную роль в развитии ритмичности ребёнка и может влиять
на восстановление нарушенных соматических, психических и ментальных ритмов.
Но без специальной работы над восстановлением ритмичности как качества личности развивать музыкальные способности ребёнка и осуществить его общее
развитие невозможно.
В условиях школы самовыражения, дети постоянно включаются в разнообразные
виды фантазирования, в том числе и ритмическое фантазирование. Ритмическое
фантазирование является одним из основных способов сохранения и восстановления
естественных (природных) ритмов ребёнка, освоения визуальных и аудиальных
ритмов, а также овладения ритмами мыслительных процессов. Подобная работа
педагога позволяет гармонизовать личность ребёнка с окружающим миром, людьми
и, самое главное, с самой собой.
При освоении визуальных ритмов дети знакомятся с пространственными,
объёмными (при изготовлении объёмных работ) и плоскостными (в процессе
изобразительной деятельности) ритмами. Аудиальные (временные) ритмы направлены на освоение шумовых, звуковых, музыкальных и речевых ритмов.
Ритмы среды включают огромный спектр как визуальных и аудиальных ритмов,
так и кинестетических. С приходом детей утром в детский сад работа начинается с
гармонизации внутренних процессов ребёнка, группы детей, коллектива в целом.
Ритмический настрой детей необходим потому, что домашние ритмы улицы
зачастую не совпадают с природными ритмами ребёнка и с необходимым единым
ритмом в коллективе, поэтому требуется определённая работа в начале дня для
создания так называемого «ритмического резонанса», который облегчит детям включение в любой вид деятельности.
В процессе работы также необходимо учитывать сезонные ритмические изменения в природе, месторасположения детского сада, время суток и общее
настроение детей. От этого зависит выбор ритмических упражнений, музыкальных
произведений, их характер, темп, динамика.
Принцип ритмичности учитывается на любых занятиях с детьми дошкольного
возраста. Организация образовательного процесса с учётом принципа ритмичности
позволяет детям легко и свободно включаться в любую познавательную
деятельность, даже не имея большого опыта в данном виде деятельности. Занятия
выстраиваются в определённом ритме. Это повышает интерес к занятиям,улучшается
запоминание и значительно снижается утомляемость, что благотворно влияет на
сохранение соматического и психического здоровья.
Для создания единого ритмического пространства в работе с детьми учитываются
следующие положения.
-4-
1. Учит ритма дыхания и пульса позволяет сделать работу природосообразной.
Детям предлагается дыхательные упражнения.
2. Ритмически организованная смена деятельности, с учётом спланированного ускорения и замедления постоянно активизирует внимание детей.
3. Чередование активизирующей и расслабляющей деятельности помогает
избежать утомления.
4. Использование на протяжении занятия ритмов музыки, танца, ритмических
композиций по изобразительному искусству вызывает и поддерживает интерес у
детей даже к сложному материалу.
5. Применение метода «троичность ритма» (термин В. И. Симаковой, который
основан на единстве сознания, чувств и воли (чередование восприятия, переживания
и практической деятельности, позволяет равномерно распределять нагрузку на голову, сердце и руки ребёнка.
6. Спокойная, ритмически организованная речь педагога создаёт благоприятный фон и комфортные условия для общения и работы детей.
Таким образом, развивая у детей ритмичность как качество личности, педагог
способствует умственному развитию детей, быстрому вхождению детей в любую
ситуацию, лёгкую переключаемость с одного вида на другой, повышает
работоспособность, позитивную активность, облегчает и создаёт благоприятные
условия для жизнедеятельности, как отдельного ребёнка, так и коллектива в целом.
Список используемой литературы:
1 А. Ф. Яфальян, О. Е. Дрень. Ритмическое самовыражение детей : методическое пособие. -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2007.
2 О. Е. Дрень. Эстетико-антропологический подход к развитию у детей чувства ритма :
монография. -Нижневартовск: Издат-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2007.
3 А. Ф. Афальян,О. Е. Дрень. Эстетико-антропологический подход к ритмическому
самовыражению дошкольников: монография-Урал. гос. пед. ун-т,2009.
-5-