Галина Николаевна Котова
Консультация для воспитателей «Развитие речи у дошкольников в процессе изучения правил дорожного движения»
Комитет по образованию администрации
Раменского муниципального района
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 12
140100 Россия Московская область, г. Раменское, ул. Коминтерна д. 3
Тел. 8(496) 463-05-15 Е-mail : mdoy12mo@yandex.ru
Консультация
«Развитие речи дошкольников в процессе
изучения правил дорожного движен
Подготовила:
Котова Г. Н.
воспитатель высшей
квалификационной
категории
(Слайд 2).
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речи у дошкольников в процессе изучения правил дорожного движения“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
«Чтобы научиться говорить, надо говорить»
М. Р Львов
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.
(Слайд 3).
Развитие речи дошкольников осуществляется во многих областях непосредственно-образовательной деятельности. Одним из таких направлений является ознакомление детей с правилами дорожного движения. Детям даются представления о видах транспорта, о поведении на дороге через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога», беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.
-На занятиях приучают ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Дети объясняют и повторяют, как они должны вести себя на улице и в транспорте столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице. Занятия и беседы проходят в виде игры, экскурсии, соревнования, т. е. при активном участии самого ребенка. Подвижные, дидактические игры, моделирование дорожных ситуаций, путешествия в «Страну дорожной азбуки», загадки и задачки мультипликационных героев помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде. А для этого всё обсуждается и обговаривается с детьми.
На непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим детям даются представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога», просмотр диафильмов, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.
Для более успешного развития речи детей работа с детьми по обучению правилам дорожного движения начинается с оснащения предметно развивающей среды — это :
- изготовление макетов для сюжетно-ролевых игр,
- изготовление дорожных знаков,
- дидактического материала по обучению дошкольникам правилам дорожного движения. Это может быть:
комплект наглядных пособий по ОБЖ (автор Стеркина Р. ,
плакаты «Изучаем правила дорожного движения»,
видеофильм «Безопасность пешеходов»,
библиотечка художественной детской литературы по обучению детей правилам дорожного движения,
иллюстрации,
конспекты занятий, бесед, прогулок,
игры,
сценарии досугов и вечеров развлечений,
анкеты для родителей по выявлению уровня знаний правил дорожного движения.
детская литература на тему дорожного движения,
альбомы с загадками и стихами о ПДД,
дидактические и настольно-печатные игры,
атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Шоферы», «Автобус», «ГАИ и дорога» и др.
(Слайд 4).
Развитие речи включает в себя :
-вопросы изучения слов, выражений, в т. ч. по тематике дорожной безопасности (пешеход, водитель, пассажир, светофор, тротуар, бордюр, проезжая часть дороги, дорожные знаки, пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, дорожная разметка "зебра", опасность, безопасность, авария (дорожно-транспортное происшествие).
- разбор опасных и безопасных дорожных ситуаций;
- умение связно выражать свои мысли.
Примерная тематика занятий с дошкольниками
• "Дорога в дошкольное учреждение".
• "Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению".
• "Предвидение опасности на улицах".
• "Виды транспортных средств".
• "Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке".
• "Нахождение на улице со взрослыми и правила перехода проезжей части дороги".
• "Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров".
• "Виды и сигналы светофоров".
• «Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный – "зебра")».
• "Дорожные знаки для пешеходов".
• "Развитие глазомера для определения расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей".
(Слайд 5).
При обучении детей следует учитывать следующие данные научных исследований:
• дошкольники младшей группы способны запомнить только 2-3 ярких признака предметов;
• дети средней группы могут запомнить 3-4 признака предмета;
• дети старшей и подготовительной групп запоминают не больше 5-6 признаков предмета.
Имеются в виду: цвет, форма, структура, пропорции, величина, назначение предмета.
(Слайд 6).
Так, во второй младшей группе:
- дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств,
-знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте,
- закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета,
-знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть».
(Слайд 7).
Поэтому в уголке безопасности дорожного движения второй младшей группы, должны быть:
• Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
• Простейший макет улицы (желательно крупный, где обозначены тротуар и проезжая часть
• Макет транспортного светофора (плоскостной).
(Слайд 8).
Для ребят средней группы:
- новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении,
- правостороннем движении на тротуаре и проезжей части.
- Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал.
(Слайд9).
В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
• Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки
• Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
• На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
(Слайд 10).
В старшей группе:
- Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки».
(Слайд 11).
Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться :
• Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
• Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
• Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
• Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
(Слайд 12)
В подготовительной группе:
- ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками», знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются.
Содержание уголка более усложняется:
• Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер)
• Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.
(Слайд 13).
-Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам дорожного поведения эффективно осуществляются в игровой форме.
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются речь, внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький)
(Слайд 14). Фото игра.
(Слайд 15).
Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге. И конечно же происходит активное развитие речи.
(Слайд 16).
Так, организуя целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в младшей группе, воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые автомобили, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми “в улицу” старших детей.
(Слайд 17).
Примерная тематика целевых прогулок
Младшая группа:
• знакомство с дорогой;
• наблюдение за работой светофора;
• наблюдение за транспортом;
• пешеходный переход.
Программа целевых прогулок по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в средней группе становится более широкой. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными Правилами дорожного движения, с понятиями: “проезжая часть”, “одностороннее и двустороннее движение”, “пешеход”, “переход”, «светофор» и т. д.
Средняя группа:
• знакомство с дорогой;
• сравнение легкового и грузового автомобилей;
• наблюдение за светофором;
• правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу.
(Слайд 18).
В старшей группе целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма организуются несколько раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.
Старшая группа:
• элементы дороги;
• правила поведения на дороге;
• наблюдение за транспортом;
• прогулка пешехода;
• переход;
• перекресток;
• сигналы светофора;
• наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
• прогулка к автобусной остановке, правила поведения на остановке.
(Слайд 19).
На целевых прогулках по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в подготовительной группе дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей о работе инспекторов ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети должны научиться ориентироваться в дорожной обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.
Подготовительная группа:
• улицы и перекрестки;
• Правила дорожного движения;
• наблюдение за движением транспортных средств и работой водителя;
• наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
• значение дорожных знаков;
• правила поведения на остановке и в общественном транспорте;
• пешеходный переход (подземный, надземный и наземный);
• пешеходный переход регулируемый и нерегулируемый;
(Слайд 20).Фото наблюдение.
(Слайд 21).
Словарь детей по ПДД:
Средняя группа
проезжая часть, одностороннее и двустороннее движение,
пешеход, переход, светофор
Старшая группа
те же. + перекрёсток, названия дорожных знаков.
Подготовительная группа
те же + регулировщик,
Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху - внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу,
на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль).
(Слай д 22).
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
(Слайд 23).Методическая литература.