МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Развитие навыков словообразования у детей дошкольного возраста»

Анна Филиппова
Консультация для воспитателей «Развитие навыков словообразования у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать

Современные исследователи выделяют определенные периоды в формировании словообразовательных процессов в онтогенезе.

Первый период – первоначальное накопление словаря и формирование предпосылок словообразования (от 2.5 –до 3.5 – 4 лет). Словообразование в этот период носит единичный характер.

Второй период – активное освоение словопроизводства, формирование обобщенных представлений (от 3.5- 4 до 5.5-6 лет).

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие навыков словообразования у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Третий период – усвоение норм и правил словообразования, самоконтроля, формирования критического отношения к речи, сопровождающееся снижением интенсивности словотворчества (от 5.5 – 6 лет по данным Тамбовцевой А. Г.).

На протяжении всего дошкольного периода значительно меняется характер усвоения словообразовательных операций. Анализируя генезис способов образования производных слов (с предварительным речевым анализом ситуации и без опоры на него, исследователи выделяют следующие степени овладения словообразованием :

Первая ступень – Оречевление семантического анализа ситуации носит развернутый характер, что зачастую выражается в подробном перечислении элементов называемой ситуации и их признаков.

Вторая ступень – Формируется начальное осознание «Форма – значение». Постепенно осуществляется формирование «Моделей – типов» словообразования. Наблюдается как последовательное, так и параллельное развертывание семантического синтеза.

Третья ступень – происходит освоение «формы – семантики». Семантический анализ ситуации постепенно «сворачивается» и переходит во внутренний план. Однако в трудных и малознакомых речевых ситуациях ребенок снова прибегает к внешнему речевому анализу, проводя его, на гораздо более высоком уровне, нежели раньше.

Четвертая ступень – степень развития словообразовательной компетенции настолько высока, что внешний речевой анализ уступает место внутреннему программированию; результатом мысленного анализа и синтеза являются производные слова, в большинстве случаев, совпадающие с нормами «взрослого» языка.

Известно, что у детей с нормальным речевым развитием, даже без специального обучения, с самого раннего возраста идёт активное усвоение способов словообразования, что подтверждается интенсивностью словотворчества. В ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия. Так, например, при образовании притяжательных прилагательных ребенок сначала не учитывает чередований согласных звуков в корне слова, а стремится полностью сохранить его первоначальную основу. Отсюда и получается, что у верблюда голова «верблюдья», у медведя – «медведья». Эти случаи ошибочного словообразования можно рассматривать как «умные ошибки», поскольку в целом здесь все же соблюдаются основные закономерности языка.

Характерное для детей раннего возраста «словотворчество» при нормальном ходе речевого развития также протекает с учетом основных закономерностей

языка. Например, по аналогии со словами «водопроводчик», «электрик» ребенок образует слово «газочник». Или, видя закрытый пакет, говорит «распакетить» – по аналогии с «раскрыть».

Согласно периодизации А. Н. Гвоздева, в возрасте пяти – шести лет дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится всё меньше.

А. Н. Гвоздев отмечает: «Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребёнок в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твёрдое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребёнок получает в нём совершенное орудие общения и мышления». Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: несклоняемые существительные и др. Постепенно, к концу дошкольного детства, у детей возникает критическое отношение к своей речи, речевой самоконтроль, стремление говорить правильно, “чувство языка”.

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Консультация для воспитателей и инструкторов по ФК «Развитие быстроты движений у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей и инструкторов по ФК «Развитие быстроты движений у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей и инструкторов по ФК: «Развитие быстроты движений у детей дошкольного возраста» Быстротой называется способность.

Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста»Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые активные и подвижные ребятишки.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Консультация для воспитателей и родителей «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей и родителей «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей, родителей: «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста» Ловкостью называется способность быстро овладевать.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие навыков словообразования у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 декабря 2022 в 10:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие навыков словообразования у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Филиппова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД