Наталья Криницына
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у дошкольников
Развитие мелкой моторики является одной из важнейших задач в воспитании детей дошкольного возраста. Актуальность данной темы обусловлена как психологическими, так и физиологическими особенностями детей дошкольного возраста, так как именно в этот период осуществляется наибольшее воздействие импульсов от мышц рук на кору головного.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие мелкой моторики рук“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мелкая моторика – представляет собой способность выполнения точных и мелких движений кистями и пальцами рук и ног в процессе скоординированных действий нервной, мышечной, а так же костной систем.
Мелкая моторика начинает развиваться с первых дней жизни ребёнка. Формирование же словесной речи начинается тогда, когда движение пальцев рук ребенка достигают достаточной точности. Поэтому для своевременного развития речи очень важно уделять большое внимание именно развитию мелкой моторики.
К наиболее эффективным средствам развития мелкой моторики можно отнести : нитки, верёвки, бусы, конструктор «Лего», бумага, пластилин, прищепки, счётные палочки, крупа, песок, мелкие камни и так далее.
В ходе работы с бумагой у ребёнка стабилизируется состояние нервной системы, улучшается внимание, память и концентрированность. Собирая конструктор «Лего» дети знакомятся с формой, величиной, цветом и осязаемыми свойствами предметов. Игры с прищепками способствуют развитию сенсомоторной координации. Игры-шнуровки развивают внимание, пространственную ориентировку. Лепка же не только развивает силу пальцев рук и кисти, но и обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук.
Так же можно выделить несколько форм работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
1. Традиционные формы. Сюда можно отнести пальчиковую гимнастику, самомассаж пальцев рук и кистей, в так же пальчиковые игры с речевым сопровождением.
2. Настольные игры: шнуровки, пазлы, мозайка, конструктор и т. д.
3. Кукольный театр: би-ба-бо, пальчиковый, перчаточный.
4. Графические упражнения: дорисовка, рисование по точкам или клеточкам, штриховка и прочее.
5. Предметная деятельность: рисование мелками, рисование пальчиками, игры с бумагой, песком, пластилином и т. д.
Несмотря на многообразие форм по развитию мелкой моторики существует одно главное условие – задействование всех пальцев на обеих руках. То есть необходимо работать не только правой рукой (если ребенок правша, но и левой и наоборот. Только при соблюдении этого условия будет происходить эффективное развитие.
Очень важно проводить пальчиковые игры перед началом непосредственно-образовательной деятельностью. Это позволит подготовить руки детей к рисованию, лепке, а так же различным манипуляциям с предметами. Пальчиковые игры не только создают благоприятный эмоциональный фон, но и развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность дошкольника, учат слушать и понимать смысл речи. Кроме того развивается память, воображение и фантазия ребёнка.
В заключении хотелось бы отметить, что развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста будет происходить более эффективно при условии сочетания разных видов деятельности. Целенаправленная и планомерная работа через продуктивный труд обязательно даст положительный результат: дети станут увереннее работать в знакомых техниках; движения пальцев рук станет более точным; дошкольники будут более сосредоточенными, внимательными и самостоятельными.