Ольга Ивановна Литвинова
Консультация для воспитателей «Развитие интереса к подвижной деятельности у детей-дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПОДВИЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ»
Подготовила старший воспитатель
МБДОУ «Ясли-сад № 287 г. Донецка»
Литвинова Ольга Ивановна
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие интереса к подвижной деятельности у детей-дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Важным педагогическим условием, которое обуславливает активность детей и оптимизирует двигательный режим в дошкольном учреждении является развитие интереса детей к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Охотно и старательно ребенок делает то, что представляет для него интерес. Вероятность положительного результата автоматически снижается там, где имеет место навязчивое побуждение, если оно даже в форме разумных указаний. Об этом необходимо помнить при организации работы по физическому воспитанию, ибо речь идет не только об успешном формировании двигательных навыков и умений, но и о здоровье, гармоничном развитии детей.
Отбор интересных и доступных физических упражнений, использование имитационных и игровых задач способствует развитию интереса у ребенка к движениям, которые он изучает. Дошкольники с удовольствием прыгают как "зайчики"; выполняют ходьбу четким шагом, как "физкультурники на параде"; идут по бревну, как "туристы по мостику через ручеек".
По реализации указанного условия возможно применение определенной системы путей, форм работы по физическому воспитанию и ознакомлению с окружающей средой, соответствующих приемов, методов и средств.
Развитию у детей дошкольного возраста интереса к движениям способствуют имитационные и игровые задания, сюжетные физкультурные занятия, беседы о физкультуре и спорте, экскурсии на стадион, просмотр тематических диафильмов и кинофильмов о большом спорте и известных спортсменах, спортивные праздники и олимпиады в учреждениях образования. Учитывая то, что эмоции являются стержнем развития ребенка, необходимо заботиться о постоянном позитивном настрое воспитанников на занятиях по физической культуре, во время использования различных форм и методов обучения детей движениям. Решать эту задачу позволяет музыкальное сопровождение движений детей, применение элементов танцевальных упражнений, а также упражнений из восточных оздоровительных систем; использование мимических и пантомимических движений, организация и проведение нестандартных занятий в дошкольном учреждении: дифференцированных (для девочек и мальчиков отдельно, доминантных (с преимуществом игр и упражнений спортивного характера, игровых и сюжетно-игровых ("Казацкие игры", "Космонавты", "Прогулка в лес", "Зоопарк" и др., комбинированных и комплексных. Замечательный эффект дает использование в дошкольном учреждении сюжетных комплексов во время утренней гимнастики, проведение физкультурных занятий в виде пешеходных переходов в парк, лес, на реку с использованием природного материала.
Содержанием игр могут быть такие движения: прыжки с пеньков, ходьба по сломанному дереву (как по бревну, подпрыгивание с доставанием веток, бег с преодолением естественных препятствий (перепрыгивание через канавы, ручейки, кочки, ходьба по пашне босиком, метание в верхушку дерева и тому подобное.
По своей природе дети эмоциональные. Как искорки огня, вспыхивают их интересы к различным движениям, но сразу же угасают, если они однотипные и монотонные. Научные исследования и практика показали, что детей расхолаживают как простые, так и сложные движения. А повторение ошибок в выполнении может сформировать комплекс негативного отношения к физической культуре, который со временем трудно преодолеть.
Поэтому движения, которые подбирают на физкультурные занятия, происходящие на прогулках в природе, разучивают заранее на занятиях по физкультуре. И при этом на первых этапах формирования двигательных умений и навыков желательно использовать игровые приемы (игрушки, имитацию, которые помогают малышам усваивать технические элементы с веселым, радостным настроением.
Детям дошкольного возраста, кстати, нравится фигурное шествие. С него можно начинать физкультурные занятия, пешие походы, спортивные праздники. Маршировку прекрасно организовывает и объединяет детей, развивает чувство ритма, активизирует не только двигательную сферу, но и физиологическую систему. Маршировка привлекает детей необычностью движений во время ходьбы, оригинальностью поворотов, строений и перестроений, особенно, когда его проводят под музыку. Дошкольники легко усваивают фигурную ходьбу "улитка"(образование концентрических кругов друг в друге, а затем раскручивание их в оборотном направлении, "Иголка в нитке" (ходьба, держась за руки цепочкой, поднимание рук вверх и образования ворот - ведущий направляет цепочку в ворота "змейкой").
Одним из путей формирования у детей интереса к физическим упражнениям являются прогулки, экскурсии на стадион, наблюдения за тренировками спортсменов, посещение спортивных площадок школы и плавательного бассейна. Интересные беседы с детьми о том, что они видели, встречи в детском саду со спортсменами и тренерами обогатят воспитанников знаниями о важности и роли физкультуры и спорта в развитии человека, укреплении его здоровья.
Диафильмы и кинофильмы о большом спорте и знаменитых спортсменах, о закаленных людях, живущих на севере, посещение спортивных мероприятий на стадионе, проведение физкультурных праздников в учебных заведениях, участие детей в массовых мероприятиях на стадионе, рассмотрение картин на спортивную тематику способствуют повышению интереса к физкультурным мероприятиям.
Занятия на лоне природы для растущего организма, приобретают особую ценность, поскольку способствуют не только воспитанию интереса к движениям, но и повышают работоспособность, снижают уровень детской заболеваемости.
Широкое использование природных факторов: рельефа местности (подъемы, спуски, перепрыгивание через рытвины и т. п.) учит детей преодолевать естественные препятствия, способствует формированию прочных двигательных навыков, развивает физические качества, воспитывает нравственно-волевые черты характера.
Периодическое проведение указанных мероприятий делает физкультуру не только сложной, но и приятной, веселой, раскованной, музыкальной. Положительные эмоции, за-пахи природного материала вызывают у детей огромную радость, обостряют ощущения, будят мысль, активизируют двигательные действия. Занятия в природе максимально влияют на интересы детей и является эффективной частью двигательного режима.
Развитие у детей интереса к выполнению движений свидетельствует, что использование разнообразных форм работы, методов и приемов, средств, разнообразных движений, применение оптимальных способов их выполнения, мотивация двигательной деятельности дошкольников, повышают их заинтересованность физкультурными занятиями, утренней гимнастикой, подвижными играми и играми и упражнениями спор-тивного характера. В ходе выполнения движений активизируется желание делать их быстро, качественно, ловко, как настоящие спортсмены. При совершенствовании основных движений в играх значительный эффект дает метод соревнования. Применение этого метода позволяет повысить моторную плотность физкультурных занятий, вызывает у малышей большой позитивный отклик: радость, удовольствие, смех, крик. Эмоциональный подъем, по мнению Л. Гримака, "включает мышцы и будит мозг".
Во время спортивных развлечений и праздников у детей возникает неудержимое желание выполнять разнообразные физические упражнения.
Анализ двигательной деятельности детей в течение дня, определение объема двигательного режима свидетельствуют о том, что вся проделанная работа по развитию интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями в конечном итоге обеспечивает достаточную двигательную активность дошкольников.