Оксана Исаева
Консультация для воспитателей «Расширение семантического пространства языка дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Слово - это единица языка, выражающая понятие. Оно несет смысловую нагрузку. Существует лишь в определенном звуковом оформлении и грамматической форме. Поэтому усвоение ребенком нового слова идет через закрепление за звуковой оболочкой слова его значения, а также вариантов грамматических изменений этого слова.
Работа над содержательной стороной слова является важной задачей речевого развития дошкольников. В теории дошкольной педагогики вопросы методики словарной работы представлены достаточно полно, однако, как показывают исследования, многие дошкольники испытывают затруднения в подборе адекватных лексических средств при построении связного высказывания, так как в процессе речевого воспитания не всегда учитываются особенности семантического развития каждого ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Расширение семантического пространства языка дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Ведь последовательность появления словообразовательных форм в детской речи, определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, например, прежде всего ребенок овладевает уменьшительно-ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие, более сложные по семантике формы.
Таким образом, овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. На моих занятиях дети учатся рассказывать последовательно о воспроизводимых действиях, составлять простые рассказы по следам выполненной серии упражнений. В процессе обучения различным видам рассказов, описаний, я провожу упражнения в сравнении предметов.
Практическое усвоение грамматических категорий сочетается с умением составлять распространенные предложения, сравнивать, составлять слова по их смысловому значению и грамматическим признакам (род, число, падеж).
Я считаю, что необходимо приучать детей повседневно использовать приобретенные речевые умения и навыки в самостоятельных связных высказываниях. Включаю специальные упражнения, направленные на развитие выразительности речи. Эти задачи решаются в условиях систематической работы с детьми.
По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь детей систематизируется, упорядочивается, складываясь в семантические поля. Семантические поля – это образования слов, связанных по смыслу, к примеру, поле наименований предметов одежды, поле названий ягод, поле глаголов движения и др.
Поэтому в своей работе я использую игры и упражнения со словами, которые позволяют расширить словарный запас детей, познакомить их с новыми словами, закрепить их в речи, помогают приобрести устойчивые навыки грамматически правильного использования в речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий и достичь хорошего результата по развитию у детей навыков владения словом.
Вот некоторые примеры:
Игровое упражнение «Назови другим словом».
Цель. Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу, расширение словаря синонимов. Например: «Бросить мяч - кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно».
Игровое упражнение с мячом. «Скажи наоборот».
Цель. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. Например: «День – ночь», говорить – молчать, добрый - злой, громко- тихо и т. п.
Игры:
«Один – много». «Пол - полы, машина – машины, заяц – зайцы».
«Скажи, кого не стало?» «Лисенок – (не стало кого) лисенка.
«Скажи ласково» «Машина – машинка, дом – домик».
«Сосчитай до пяти слова» «Одна лопата – две лопаты…пять лопат».
«Скажи какая? (какой)» «Бабочка (какая) – красивая, легкая, разноцветная.
«Большой – маленький» «Картошка маленькая, а тыква большая, капуста большая, а лук маленький».
«Кто что делает?» «Пчела летает, жужжит, собирает нектар. Волк бегает, воет, рыщет»,
Все эти игры направлены на словоизменение, образование новых слов (синонимов, антонимов, изменение падежных окончаний, суффиксов, и как следствие связи слов в предложениях.
Таким образом, объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому взрослым необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.
Активный образ жизни в семье и в ДОУ предоставляет благодатный материал для расширения словаря, а также формирования в языковом сознании дошкольника системы семантических единиц и отношений.
Список используемой литературы
1. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. М. : Просвещения,1987.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации.
3. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М. : Сов. Россия,1979.
4. Кубрякова Е. С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. М. : Наука 1981.
5. Ушакова О. С., Арушанова А. Г., Максаков А. И. Занятия по развитию речи в детском саду М. :Совершенство,1999.