Елена Викторовна Петрина
Консультация для воспитателей «Общение с родителями дошкольников»
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы из ребенок вырос хорошим. Согласиться с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей – не только в родителях, но и в себе.
Публикация «Консультация для воспитателей „Общение с родителями дошкольников“» размещена в разделах
Над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.
Формирование умения адекватно использовать невербальные средства[/i]
Упражнение «Улыбаться»
Цель: формировать мотивационную готовность к созданию доброжелательной атмосферы общения.
Инструкция: «Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром чуть подольше задержите взгляд на своем отражении в зеркале. Покривляйтесь, покажите себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не «казенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это прежде, чем выйти на улицу».
Упражнение «Комплименты и благодарность»
Цель: формировать умение делать комплименты и произносить слова благодарности.
Инструкция. В течение недели стремитесь показать собеседнику что-то хорошее о нем и о его воздействиях. Все, что вам в человеке понравилось, выразите глазами, улыбкой и, конечно же, словами. Разрешите себе восхищаться: «Вы сегодня прекрасно выглядите!», «От души спасибо, это просто восхитительно!». Главное, чтобы это было искренне, а это зависит только от вас.
Развитие умения анализировать речевые особенности своего голоса и осознания значения техники речи в профессиональной деятельности[/i]
Упражнение «Здравствуйте»
Произнесите слово «здравствуйте» с разными интонациями. Попросите близких оценить подтекст, который вы вкладываете в приветствие.
Упражнение «Да»
Произнесите слово «да» с оттенком грусти, жалости, скуки, радости, горя, злости и т. д.
В качестве одного из методов обучения педагогов коммуникативно-речевым умениям можно использовать самостоятельную работу с литературой.
Эти упражнения способствуют развитию умения осознанно и адекватно реагировать на непредвиденные ситуации и грамотно использовать речевые роли в ситуации общения.
Правила общения:
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении;
- Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей;
- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке – это лучший способ расположить родителей к себе;
- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их;
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта;
- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости – этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Таким образом, система комплексной работы по формированию коммуникативно-речевых умений педагогов способствует становлению речевой личности педагога.
Удачи Вам!