Акматова Айнура Асанкуловна
Консультация для воспитателей «Работа с родителями при адаптации детей к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Работа с родителями при адаптации детей к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.
Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.
Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует. Дома он будет одним человеком, в обществе — другим, поскольку не сможет самостоятельно сформулировать твердые представления о правильном и неправильном, о том, что хорошо, а что плохо.
Адаптация – длительный процесс, включающий в себя два больших этапа, каждый из которых имеет свои собственные цели и задачи.
Взаимодействие психолога и воспитателей с родителями начинается ещё до поступления ребёнка в детский сад и происходит с начального совместного ознакомления с данными медицинских карт каждого ребёнка. Разрабатывается график приёма детей. Составляются консультации и рекомендации в помощь воспитателям по облегчению процесса адаптации детей в детском саду. А также:
Создание папки-передвижки «Ребёнок идет в детский сад» с рекомендациями для родителей, чьи дети впервые начинают посещать детский сад.
Создание буклетов-памяток с краткими рекомендациями, которые родители могут взять с собой и ознакомиться дома.
Проведение экскурсии по детскому саду и презентации всех помещений.
Проведение анкетирования родителей для первичного ознакомления с детьми.
Проведение тестирования на выявление готовности ребёнка к поступлению в детский сад.
Проведение родительского собрания на тему «Адаптация ребёнка раннего возраста к детскому саду».
Проведение индивидуального и группового консультирования родителей воспитанников первой младшей группы.
Первый этап – подготовительный. Он начинается с первой встречи родителей с воспитателями, которая проводилась ещё до поступления и прихода детей в группу. На этой встрече родители знакомятся с ДОУ, с персоналом группы, заведующая и воспитатели им рассказывают о текущих задачах и традициях учреждения. Показывают, как работать с сайтом ДОУ, на котором родители могут получить нужную им информацию о плане проведения мероприятий для вновь поступающих детей в ДОУ, например, мастер – классах, консультациях, беседах, тренингах, практикумах. Проводится экскурсия по помещениям ДОУ. А также проводится совместная с родителями работа по созданию оптимальных условий развития ребёнка, как в группе, так и на участке детского сада.
Второй этап адаптационного периода – прием детей в группу. Основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Наиболее целесообразно в группах раннего возраста проведение индивидуальных консультаций и беседы с родителями. Так как процесс адаптации у каждого ребенка протекает индивидуально, то и рекомендации, которые может дать воспитатель, медицинский работник, психолог должны быть индивидуальными. Эта форма работы активно используется в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Консультации для родителей целесообразно проводить еще до поступления детей в группу детского сада. В ходе таких консультаций можно познакомить родителей с тем, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Например, для родителей вновь поступающих детей можно провести консультацию по теме : «Адаптируемся вместе». В ходе консультации можно познакомить родителей с понятием адаптации ребёнка к дошкольному образовательному учреждению, обозначить основные проблемы, связанные с адаптационным периодом, и наметить пути их решения. Выработать стратегию адаптации, которой родители должны придерживаться и в семье, а затем и в группе детского сада. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребёнок приобрёл при поддержке близких людей.
Одной из важных форм этого направления являются родительские собрания. Родительское собрание, как правило, посвящается важной теме, соответствующей углубленной работе в группе, решение которой возможно при объединении усилий педагогов и родителей. Например, можно спланировать проведение родительского собрания на тему : «В детский сад с радостью». На таком собрании можно обсудить условия успешного прохождения детьми адаптационного периода и наладить взаимодействие сотрудников дошкольной образовательной организации с родителями, установить партнерские отношения, снизить эмоциональное напряжение.
Педагогический семинар для родителей. Эта форма работы предполагает не только знакомство с теорией рассматриваемого вопроса, но и практические задания для его участников. Для родителей детей, посещающих группы раннего возраста это могут быть семинары – практикумы, например, одно из направлений «Путешествие в страну Сенсорику», где в игре-путешествии пройдёт работа по обогащению родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего возраста.
Круглый стол – эта форма работы, предполагающая общение родителей и педагогов, родителей и родителей и т. д. по важной для них теме. В процессе проведения такой формы взаимодействия как круглый стол, родители выступают, обмениваются мнениями, обсуждают актуальные проблемы, где происходит вовлечение родителей в совместное с детьми общение.
«Дни открытых дверей». Эта форма работы не очень актуальна для групп раннего возраста. Однако, она может быть использована на этапе предшествующим поступлению ребенка в детский сад, когда родители вместе с ребенком могут прийти и посмотреть прогулку детей, посещающих группу. Таким образом ребенок заранее может уже увидеть обстановку детского сада и в дальнейшем освоение пространства детского сада не будет для него новым.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные между родителями и детьми. К таким мероприятиям в группах раннего возраста относятся праздники. Не сразу родители становятся полноправными участниками таких мероприятий. Это обусловлено возрастом детей. Но по мере адаптации малышей эта форма работы активно используется в детских садах.
Наглядно - информационные формы играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. Главная задача наглядно-информационных форм работы - познакомить родителей с содержанием и методами работы с детьми раннего возраста.
Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде буклетов, листовок, памяток, групповой газеты детского сада. Тематика должна соответствовать характеристике развития детей данного возраста, задачам обучения в конкретной возрастной группе.
Сколько по времени будет длиться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к детскому саду — это так же и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Спасибо за внимание!