МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Психолого-педагогическое сопровождение детей с умственной отсталостью»

Елена Мягкова
Консультация для воспитателей «Психолого-педагогическое сопровождение детей с умственной отсталостью»
▼ Скачать + Заказать документы

Умственная отсталость или олигофрения - одно из самых распространенных нарушений психического развития. Это врожденное или приобретенное до трех лет общее недоразвитие, при котором страдают все стороны познавательной сферы, психическая деятельность. От возрастной нормы отстают интеллект, память, внимание, мышление, воображение, речь, игра, социальные навыки, система мотивов и ценностей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Психолого-педагогическое сопровождение детей с умственной отсталостью“» размещена в разделах

Умственно отсталые дети требуют особого такта и терпения педагога. С ними трудно работать, потому что они реагируют иначе, чем нормотипичные дети. Застревают в каком-либо состоянии или становятся гиперактивными, отвлекаются или раздражаются во время монотонных занятий, активны в подвижных играх и при виде новых игрушек. Могут заплакать или засмеяться, подражая сверстникам, но, не осознавая причин этого поведения. Плохо обучаемы, требуют повторения элементарных действия для закрепления материала, дополнительных заданий, большего количества времени для его выполнения.

В некоторых случаях работа с особенными детьми осложняется негативным отношением к такому ребенку из-за его внешнего вида, неопрятности, поведения. В этом случае стоит восполнить свой недостаток знаний и опыта работы с такими детьми и воспользоваться рекомендациями психологов, которые помогут воспитателям справиться с необъективными оценками в отношении ребенка с умственной отсталостью. В работе с такими детьми использовать «Правило трех нет и трех да»:

Не унижать и не сравнивать в негативном ключе умственно отсталого ребенка с другими детьми. Так как ребенок понимает, что о нем говорят или что с ним делают.

Не опускать руки. Необходимо создавать среду, в которой он попробует разные новые действия, воспитатель познакомит его с ними. Это будет развивать его умения, и обогащать его жизнь.

Не стыдить. Такой ребенок не может усилием воли или под влиянием этого чувства стать умнее, выполнить задание правильно или быстрее понять педагога.

Давать много заданий на развитие мелкой моторики и восприятия. С сенсорной стимуляции начинается стимуляция психического развития.

Подкреплять положительные действия и умения важные для ребенка. Это помогает закрепить у него необходимые качества и навыки. Поэтому хвалите, проявляйте внимание, демонстрируйте радость и гордость за его достижения или действия.

Наблюдайте за ребенком, фиксируйте динамику его эмоций, когниции, мотивации и поведения. Любой прогресс по каждому из этих показателей – это большой шаг в развитии ребенка.

Например, поставьте себе задачу за месяц заметить пять хороших или нейтральных особенностей ребенка. Так, педагогу будет легче заметить успехи в воспитании и не концентрироваться только на проблемах в его развитии.

Обратите внимание на то, что вы мысленно произносите, когда видите ребенка. Это поможет Вам, постепенно приучить себя менять диалог - говорите тише, медленнее, другим тоном и другими словами. Это будет способствовать выстраиванию доверительных отношений с ним.

Умственная отсталость неизлечима, но это не значит, что дети с диагнозом ничему не учатся и не демонстрируют никакого прогресса. Воспитатели должны знать, что у дошкольников с умственной отсталостью возможны успехи, но рассматривать их нужно с учетом диагноза, а оценивать иначе, чем достижения нормативных детей.

Для этого предлагаю, воспользоваться схемой, по которой воспитатели могут провести педагогическую диагностику воспитанников с умственной отсталостью. Готовые формулировки в ней помогут педагогам оценить даже небольшие достижения ребенка.

СХЕМА ОПИСАНИЯ УСПЕХОВ РЕБЕНКА

.[/b]

Раздел 1 КОГНИЦИИ

.[/b]

Память: что запомнил

Помнит, запомнил правила, имена, названия, формулировки, расположение кабинетов и принадлежностей для занятий.

Выучил стихотворение, тест роли, приветственные слова.

Внимание: в каких ситуациях проявляет

При встрече с воспитателями и сверстниками.

Во время подвижных игр

В бытовых делах

При рассмотрении цветных картинок.

На музыкальных занятиях.

Во время прогулки: к насекомым, цветам, звукам машин.

Речь, словарный запас: как использует звуки, слоги, слова.

Указательный жест стал дополнять произнесением слова, слога.

Активно использует речь в общении с воспитателем, сверстниками и родителями.

Появились новые слова, расширилось число существительных, прилагательных.

Освоил и употребляет новые фразы.

Мышление и когнитивные навыки: какие типы развивающих и познавательных заданий научился выполнять, пробует или пытается освоить.

Осваивает задания типа «классификация» и «сравнение».

Научился складывать разрезную на три части картинку.

Освоил познавательные навыки: «выполняет задания по типу «найди лишнее», «назови одним словом», «найди такой же», запомнил названия трех геометрических фигур, трех цветов.

Воображение: способность придумывать, сочинять, представлять.

Придумывает сюжеты игры с предметами, во что поиграть с ровесником.

Наделяет игровой предмет воображаемым свойством.

Сочиняет истории, детали событий, которых не было в действительности.

Мечтает о чем-то, говорит о своих мечтах.

Раздел 2 ЭМОЦИИ

Положительные эмоции: какие и когда проявляет

Радуется в ситуациях: встреча с приятелем, обед, появление мамы.

Проявляет больше уверенности, когда приходит в группу, прощается с мамой по утрам, выбирает занятие во время свободной деятельности, присоединяется к сверстникам в игру, выполняет развивающие задания.

Реакция на похвалу: радуется, пытается получить снова и повторяет свои удачные действия, смущается, не реагирует

Отрицательные эмоции: какие и когда проявляет

Тревожится в ситуациях: перед началом развивающих занятий, когда просит детей принять его в игру, в разговоре с воспитателем, матерью, отцом, при проверке творческих работ взрослыми.

Бывает агрессивным: в случае конфликта, перед укладыванием на дневной сон, при переутомлении, в ответ на замечания, с матерью.

Реакция на порицание и наказание: обижается, проявляет агрессию, кричит, не реагирует, старается изменить поведение, прислушивается, просит прощение.

Раздел 3 МОТИВАЦИЯ

Самостоятельная деятельность: что ребенок делает по собственной воле, чем занимается, если им не управлять, не мотивировать и не уговаривать его

Сам инициирует такие занятия, как: бег, игры с песком, игры с водой, подвижные игры, лепка.

Охотно принимает участие в музыкальных занятиях, играх с мячом, общении со сверстниками по поводу электронных игр, наблюдении за природой во время прогулки.

Познавательная активность: сферы, в которых ребенок более любознателен и активен

Интересуется бабочками, цветной бумагой, машинами, звуками дождя, игрой с мячом, игрой с песком.

Проявляет интерес к игре с кубиками. Много раз составляет из них башни, пытается построить башню повыше или новой формы.

! Если Вы заметили, что ребенок чем-то увлекается больше всего, опишите это подробнее. Подбирайте материал для индивидуальных и развивающих занятий связанный сего увлечением.

Раздел 4 ПОВЕДЕНИЕ

Опыт и навыки: то, с чем ребенок сам справляется в детском саду

Приобрел опыт: совместной сюжетно-ролевой игры, совместной подвижной игры, игры с правилами; начальных основ конструирования, лепки, рисования, пения, танца; начальных основ классификации, сравнения, анализа объектов; наблюдения и самостоятельного поиска.

Освоил бытовые навыки: моет руки, обувается, убирает посуду, складывает игрушки, убирает рабочее место после занятий.

Освоил социальные навыки: здоровается, прощается, инициирует знакомства, предлагает новые игры, решает конфликты с ровесниками.

Участие в совместной работе группы: что ребенок делает во время групповых мероприятий

Помогает поливать цветы в рамках трудового воспитания.

Сделал поделку для выставки.

Занял третье место с командой в спортивных соревнованиях.

Приготовил с родителями кормушку для ярмарки.

Принял участие в онлайн-флешмобе.

! Опишите то, что подходит для этого ребенка, приведите свои примеры.

Взаимодействие: с кем и как взаимодействует ребенок

Ситуации, когда взаимодействует дружелюбно: в игре, если к нему проявляют интерес и симпатию, в условиях эмоциональной поддержки, во время творческих занятий с группой.

С кем взаимодействует дружелюбно: с девочками, с двумя ровесниками, с воспитателями.

Инструкция: Ознакомьтесь с разделами схемы. Опишите в каждом разделе, чему научился ребенок. Ориентируйтесь на готовые формулировки, включайте в описание свои примеры и дополнения. Охарактеризуйте динамику развития воспитанника с учетом его индивидуальных особенностей.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Консультация для воспитателей «Как научить детей здороваться» Как обычно начинается утро ребенка (маленького ребенка -2-4 лет? Не всегда он просыпается в настроении, родители торопятся на работу, ребенок.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Консультация для воспитателей «Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение в ДОУ» Режим дня в детском саду включает в себя утреннюю гимнастики. На утренней гимнастике решаются задачи музыкального, физического воспитания.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Психолого-педагогическое сопровождение детей с умственной отсталостью»
Опубликовано: 25 ноября 2021 в 12:17
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Психолого-педагогическое сопровождение детей с умственной отсталостью»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мягкова (УИ 1258778) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД