Соколова Валентина Федоровна
Консультация для воспитателей «Профессиональная коммуникация педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
В Профессиональном стандарте обозначены компетенции, которыми должен владеть педагог. Наряду с предметной, методической, психолого-педагогической, выделена коммуникативная - способность педагога получать в диалоге информацию о собеседнике, умение его слушать и понимать сказанное, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении, умение общаться с коллегами, родителями, воспитанниками.
Коммуникация – процесс обмена информацией между людьми.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Каждый из нас постоянно становится участником этого процесса. Он обеспечивает индивидуальное выживание человека и его взаимодействие с окружающими. Коммуникация настолько привычна для на, что, кажется, не должна вызывать никаких проблем. Однако многие из нас сталкивались с тем, что не понимают своего собеседника или не могут убедить его в правильности своей позиции. Почему это происходит?
Большинство людей слушать не любят и не умеют. Типичной является ситуация, когда люди слышат, что говорит собеседник, но не слушают его, думая о своем, занимаясь своими делами. Или перебивают его, стремясь сообщить что-то более важное и интересное.
Слышать и слушать - не одно и тоже. Умение хорошо слушать- важнейший фактор эффективного общения. Этому важно и нужно учиться.
Коммуникация-это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
Профессиональная коммуникация- общение во время выполнения профессиональных обязанностей с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности.
У нас с вами педагогическая деятельность. И от нас, как участников педагогической деятельности, требуется хорошее знание языка своей профессии. Владение профессиональным языком предполагает освоение основных понятий педагогики, правильное употребление педагогических терминов, специальных слов и выражений.
Коммуникативные умения педагога :
- умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
-наблюдательность и переключаемость внимания;
- умения управлять своими эмоциями, подавлять в себе нетерпеливость, невоздержанность, агрессивность, уверенность всегда в своей правоте;
-Педагогу необходимо умение не только слушать, но и слышать.
-Основные аргументы негативной коммуникации : крик, вопли, оскорбления, обвинения.
Существует 4 группы коммуникативного умения :
умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
-умения правильно планировать свою речь, т. е. содержание акта общения;
-умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т. д.);
-умения обеспечивать обратную связь.
Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него
Экспрессивных умений и способностей:
- выразительность речи;
-выразительность жестов;
-выразительность мимики;
-выразительность внешнего облика.
Персептивных умений и способностей:
умение понять состояние ребенка;
-умение установит с ребенком контакт;
-умение и способность составить адекватный образ ребенка.
Развитие профессиональной коммуникации педагогов способствует повышению квалификации педагогических работников образовательного учреждения, повышению общей культуры, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющей на успешность педагогического общения и позицию педагога.
Активное внедрение информационных технологий, способствует непрерывному повышению педагогической коммуникации.
Развитие профессиональной коммуникации средствами ИКТ-технологий является одним из важнейших условий личностно-профессионального становления и развития воспитателя, что соответствует с ФГОС.
Сегодня одним из наиболее важных аспектов профессиональной деятельности воспитателя выступает становление специалиста, владеющего коммуникативной компетентностью, которая обеспечивает достижение взаимосогласованных действий в социуме. Способность принимать, понимать и поддерживать ребенка, адекватно воспринимать коллег, умение работать с интернет –ресурсами, принимать участие в семинарах, конкурсах, мастер-классах, зависит от уровня профессиональной коммуникации.
Педагоги должны владеть профессиональной коммуникацией (культурой профессионального общения, что соответствует профессиональному стандарту педагога ; требованиям ФГОС: