Наталья Криницына
Консультация для воспитателей «Приемы привлечения и удержания внимания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
«Приемы привлечения и удержания внимания детей»
". Внимание ребёнка работает не совершенно, потому что
нервная система находится в процессе созревания"
Прежде чем применять какие-либо методы привлечения и удержания внимания детей, необходимо придерживаться трх основных условий построения НОД в группе детей дошкольного возраста:
Публикация «Консультация для воспитателей „Приемы привлечения и удержания внимания детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Сюжет: известно, что ребнок делает только то, что ему интересно. Поэтому,
простое и мало интересное занятие необходимо обыграть любым незатейлевым сюжетом, придумав какую-нибудь интересную историю любому делу.
Похвала: похвала чрезвычайно важна для ребнка. Выражать похвалу можно
вербальным и тактильным способом. Стремиться использовать безоценочную похвалу:"Меня радует, что ты самостоятельно справился с заданием"
Цель: обязательно должна быть ориентация на конечную цель деятельности.
Необходимо в процессе выполнения любого задания постоянно напоминать детям о целии результате его деятельности: "Давай нарисуем папе картину. Папа будет очень доволен. Это будет прекрасным подарком для него"
1. "Голосовая и эмоциональная модуляция". Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса. Интонационная бесцветность свидетельствует о незаинтересованности предметом речи самого педагога. Если предмет речи безразличен, такое же безразличие к содержанию сообщения будет испытывать и воспитанники. Монотонная интонация расслабляет и усыпляет их внимание, наоборот, эмоциональный педагог способен заразить детей своей увлеченностью.
Принцип "тише - громче"
- меняем интонацию, тембр, высоту голоса
- выдерживаем паузы и резко меняем темп речи
". От того, как вы говорите, зависит, будут ли вас
слышать дети или нет"
2. "Изменение темпа речи". Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи. Варьирование темпа речи при объяснении материала способно активизировать внимание слушателей. Повышение и понижение тона голоса, или интонация, оказывает огромное влияние на привлечение и активизацию внимания детей.
3. Прерывание речи, использование «антиципации» (догадки). Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь.
4. «Провалы памяти»
«Забывание» достаточно очевидных фрагментов речи с просьбой напомнить.
5. «Мимика и пантомимика»
Отличным способом не только привлечения, но и удержания внимания детей является мимика и пантомимика. Живой и яркий интерес можно вызвать у детей, благодаря правильной и, в меру эмоциональной мимикой. Главное не переусердствовать, т. к. излишняя жестикуляция может привести к быстрому утомлению и отказу от деятельности.
Итак, практикуемся:
- жесты должны быть широкие и свободные, ладони открыты
- отсутствие агрессивной жестикуляции и мимики
- поднимаем и двигаем руками для привлечения внимания
- "играющие руки" - руки, которые движутся в процессе вашего вытсупления в разном ритме, привлекают внимание, добавляют эмоции. Отличной "фишкой" может служить какой-либо сказочный предмет в руке, например,
ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА.
6. «Риторические вопросы».
Повторение основных моментов речи в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам педагог.
7. «Контрольные вопросы»
Задаются по только что изложенному с предложением более исчерпывающего ответа.
8. "Активное ассистирование»
Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ наоснове имеющихся у них знаний и опыта.
9. "Экстрараздражители» (относительная сила и новизна раздражителя) Как бы случайно, но главное - внезапно, педагог роняет ручку, открывает (закрывает) окно, дверь, включает (выключает) музыку и т. п.
10. «Ошибка воспитателя»
Педагог намеренно допускает ошибку, а дети должны ее отметить. Если дети не заметили, то вернуться к ошибке и спросить: «Я верно говорю?»
11. Вовлечение детей в процесс объяснения.
Помогут удержать внимание воспитанников вопросы, адресуемые группе, заставляющие задуматься, самим поискать решения предложенной задачи. Такой прием делает детей как бы соучастниками объяснения, а значит, заставляет внимательно следить за речью педагога.
12. Смена музыкального сопровождения.
13. Разнообразие материалов и видов деятельности.
14. Тренировка кратковременной слуховой памяти.
Использование стихотворных разминок для активизации внимания! Приветствие!
Всем большой-большой привет!
Вдалеке мы видим свет,
Это солнышко встает
И тепло всем нам несет,
Лучиками нас поманит
И улыбки всем подарит!
Разминка перед НОД
Начинаем заниматься,
Никому не расслабляться
Потянулись к нашим ножкам
И наверх теперь немножко
Посмотрели-ка на пятки,
Все мы сделаем зарядку!
Ноги врозь и ноги вместе,
Потанцуем-ка на месте.
На носочках повернемся,
И друг другу улыбнемся!
Пальчиковая гимнастика
Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
И на озеро, к бобру,
И к ежу зашел в нору,
Даже к комаришке
Заходил наш мишка!
15. Использование интригующей лексики типа «загадка», «тайна», «секрет», «разгадка», «путешествие», «странствие» и т. п. Для привлечения и активизации внимания используется такая человеческая слабость, как любопытство.
16. Паузы.
Немаловажно и значение паузы. В начале НОД она дает время успокоиться и
обратить внимание на педагога. Пауза в середине сообщения создает интригу, что ведет к активизации внимания и повышению интереса к объясняемому материалу.
17. Формулировка темы в виде вопроса.
Такая формулировка очень выигрышна в плане привлечения и активизации
внимания, поскольку она предполагает получение в ходе объяснения материала прямого и ясного ответа на заявленный вопрос. Кроме того, вопросная формулировка пробуждает желание воспитанников поделиться своей точкой зрения с педагогом.
18. «Кто меня слышит?»
Педагог произносит фразу «Кто меня слышит, поднимите правую руку?», если услышали не все, то далее: «Кто меня слышит, поднимите обе руки, если вновь слышат не все, то тихо, растягивая слова произнести «Кто меня слышит, хлопните в ладоши 2 раза», хлопки насторожат даже тех, кто до сих пор не реагировал на слова педагога.
19. Знак «Внимание!»
Педагог поднимает вверх круг с красным восклицательным знаком (знак может быть любой, можно обсудить и сделать его вместе с детьми, используется прием с детьми старшего возраста).
20. «Яркий элемент»
При проведении НОД с детьми раннего, а также младшего дошкольного возраста можно использовать одежду с яркими элементами. Они будут привлекать и удерживать внимание как - раз тот промежуток времени, что необходим для проведения НОД( 5-15 мин)
Хорошо использовать яркие небольшие детали в гардеробе, причске или украшениях -удачно подобранный пояс, шейный платок или бусы привлекают внимание малышей.
21. Нельзя забывать и о таких простых вещах, как частая смена деятельности и обычное проветривание. В душных помещениях внимание детей невозможно удержать никакими хитростями!
22. Использование мотивации и рефлексии
23. «Смех и юмор»
Смех - первое средство от плохого настроения. С помощью забавных сюжетов можно не только привлечь и удержать внимание ребнка, но и "вылечить" его.