Наталия Другова
Консультация для воспитателей «Приемы педагогической коррекции внеречевых процессов детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста – это важнейшая составная связь его общего психического развития. В свою очередь речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Устойчивое внимание играет важную роль в познании ребенком окружающей действительности и во всей его практической деятельности. Наиболее полно и отчетливо воспринимается ребенком то, что больше всего его затронуло эмоционально, что было ему интересно. В этом возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, фиксироваться на них. В этом случаи организующее начало принадлежит речи. В процессе коррекционных занятий педагог должен приучать детей слушать, выполнять задания на основе словесной инструкции. Играя с ребенком, необходимо постоянно наблюдать, как долго он может сосредоточиться на определенном объекте, удержать в поле активного внимания одновременно несколько объектов, а также в какой ситуации у него происходят переключение, распределение внимания, его потеря.
Публикация «Консультация для воспитателей „Приемы педагогической коррекции внеречевых процессов детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Для формирования активного и дифференцированного характера зрительного восприятия, его целостности и константности можно рекомендовать следующие игры и упражнения.
1. «Наложенные» изображения
Предъявляются 5-7 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
2. «Силуэтные» изображения
Предъявляются 5-7 силуэтных изображений. Необходимо их назвать.
3. «Парные» изображения
Предлагаются два предметных изображения, внешне очень похожи друг на друга, но имеющих до 5-7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.
4. «Незаконченные» изображения
Предъявляются изображения с недорисованными элементами, например, птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать их)
5. «Разрезанные» изображения
Предъявляются части 2-3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины). Требуется собрать из этих частей снова целые изображения.
Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.
Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Это смена времени суток, времен года, смен поколений. Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных («над», «под»). Дошкольники, а иногда и младшие школьники затрудняются в дифференциации предлогов «к – у», «в-на» (к дому – у дома, в столе – на столе). Нередко они смешивают предлоги «перед – после – за». Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом».
Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий – узкий», «толстый – тонкий». Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький». Часто у них наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два – три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом).
Достаточно распространенны у дошкольников ошибки при определении и соотнесении возраста и ролей в семье. Трудности вызывает образование отчества от имени отца или дедушки. Так, типичным ошибочным ответом на просьбу представиться полным именем будет вариант: «Саша Димович» или «Витя Лешевич».
При работе над развитием временных представлений рассматриваются следующие вопросы: сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье.
1. Закончить предложения:
Если сегодня понедельник, то завтра будет … Если сегодня пятница, то вчера был …
2. Прослушав текст, догадаться, о каких месяцах в нем говорится.
Наступила жара. Под каблуками плавится асфальт. Горожане спешат в
ближайшие пригороды, к водоемам, к спасительному свежему воздуху.
Это время называют макушкой лета.
Кончается лето. Трава стала пыльной. Деревья еще зеленые, но нет-нет и проглянет желтый или красный куст.
3. Ответить на вопрос: «Когда это бывает?» – загадываются загадки о
временах года.
В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности, но это господство непроизвольной памяти: ребенок запоминает лучше всего яркое, необычное, интересное.
Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от детальности восприятия группировки предметов, так при простом рассматривании картинок ребенок запоминает их гораздо хуже, чем в том случае, если их разложить по группам. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.
В 4-5-летнем возрасте в памяти дошкольника происходит важнейшее изменение – она приобретает элементы произвольности. Ребенок начинает осознавать и использовать некоторые приемы запоминания.
Наиболее благоприятные условия для овладения произвольны запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминании является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.
В своих занятиях воспитатель может использовать следующие игровые приемы для развития памяти детей :
1. Игра «Я положил в мешок …»
Воспитатель начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя и т. д.
2. Разложить на столе палочки, из которых сделана какая-либо простая фигура (домик, квадрат, треугольник и т. п.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же.
Усложнить это упражнение можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
3. «Запомни фразы»
Прочитайте ребенку фразы, такие, например:
1. Осенью идут дожди.
2. Дети любят играть.
3 .В саду растут яблони и груши.
4. В небе летит самолет.
5. Мальчик помогает своей бабушке.
Попросите ребенка повторить фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.
4. «Кот в мешке»
Воспитатель предлагает детям достать предметы из волшебного мешка. Ребенок на ощупь должен определить, что лежит в мешке. Если определил правильно, достает предмет. Если ошибся, то предмет остается в мешке. Затем надо запомнить эти предметы в том порядке, в каком они доставались из мешка. Запомнить это можно, сочинив историю, в которой участвуют эти предметы в нужной последовательности (на первом этапе используются предметы, которые легко узнать на ощупь).
Для коррекции и развития зрительного внимания предлагаются следующие, игровые приемы :
1. Педагог называет ребенку различные слова: стол, кровать, чашка,
карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т. п. он должен, по
договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок
внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится
слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается,
задание повторяется снова.
Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение. В третьей серии можно объединить первое и второе задания, т. е. ребенок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающее животное, и встает при произнесении слова, обозначающее какое – либо растение.
2. Игра «Что пропало?»
На какой-то поверхности раскладываются мелкие предметы (15-20 штук). Детям предлагается несколько секунд рассмотреть предметы и их расположение и выйти из комнаты (отвернуться, закрыть глаза). Затем возможны несколько вариантов продолжения игры.
1 вариант. Несколько предметов убирается. Задача ребенка – определить,
какие предметы исчезли.
2 вариант. Несколько предметов перекладываются на другие места.
Задача ребенка – какие предметы переложены.
3 вариант. К имеющимся предметам добавляются еще несколько новых. Ребенок должен определить, какие предметы появились.
4 вариант. Ряд предметов убирают, а на их место кладут новые. Ребенок должен определить, какие предметы убраны и какие появились новые.
1. Детям предлагается рассматривать специальные картинки и решать поставленные задачи: найти несколько одинаковых предметов, или в общем сюжете отыскать конкретные предметы.
2. Воспитатель предлагает детям сложить из отдельных частей картинку. Сначала перед детьми обязательно должен лежать образец того, что в последующем сделают дети. Затем задача усложняется, т. е. образец убирается.
3. «Лабиринт» – по какой дорожке должен идти пограничник, чтобы прийти к своей заставе.
4. «У кого какой шарик?»
5. Для развития наглядно – образного мышления воспитатель может использовать такие игры в своей работе:
6. 1. «Найди лишнее слово»
7. Детям читается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
8. Предложите детям определить слово, которое является лишним.
– СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ
9. – ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.
10. – ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША.
11. – МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.
12. – ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА.
13. – ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА.
14. – ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА.
15. – МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.
16. Детям со слабой слуховой памятью воспитатель предлагает картинки. Обязательно добиваться объяснения детей.
17. 2. «Говори наоборот»
18. Предложите детям игру: я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот:
19 – ВЕСЕЛЫЙ-ГРУСТНЫЙ
20. – КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ
21. – БЫСТРЫЙ-МЕДЛЕННЫЙ – ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ
22. – ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ – ТРУДОЛЮБИВЫЙ – ЛЕНИВЫЙ
23. – ТРУСЛИВЫЙ-ХРАБРЫЙ – ТЯЖЕЛЫЙ – ЛЕГКИЙ
24. – ШЕРШАВЫЙ – ГЛАДКИЙ – БЕЛЫЙ – ЧЕРНЫЙ
25. – ТВЕРДЫЙ-МЯГКИЙ - УМНЫЙ-ГЛУПЫЙ
26. 3. «Назови одним словом»
27. Детям предлагается назвать одним словом ряды конкретных понятий. Например: стол, стул, диван, кровать (мебель, волк, лиса, медведь, кабан (дикие животные, вилка, тарелка, чашка, кастрюля (посуда) и т. д.
28. Для развития словесно – логического мышления воспитатель предлагает детям вопросы:
29. – Какое из животных больше – лошадь или собака?
30. – Утром люди завтракают. А вечером?
31. – Днем на улице светло, а ночью?
32. – Небо голубое, а трава?
33. – Черешня, груши, сливы, яблоки – это что?
34. – Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
– Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
35. – Который сейчас час? (ребенку показывают часы и просят назвать время)
– На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
36. – Для чего нужны автомобилю тормоза?
– Что общего между белкой и кошкой?
37. – Какие ты знаешь виды транспорта?
38. – Чем отличается старый человек от молодого?
39. – Для чего люди занимаются спортом?