Марина Сидоренко
Консультация для воспитателей «Познавательная и эстетическая ценность картин о природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Сидоренко Марина Николаевна -воспитатель
МБДОУ д/с – о/в №25 станица Кавказская Краснодарский край
«Познавательная и эстетическая ценность картин о природе»
Прежде чем говорить о ценности картин о природе в детском саду вспомним чем является художественно-эстетическое развитие для дошкольника.
Публикация «Консультация для воспитателей „Познавательная и эстетическая ценность картин о природе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Художественно-эстетическое развитие детей предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства,мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности.
И рассматривая ту или иную картину с детьми мы ставим перед собой ряд задач:
Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах,формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства;
Развивать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, эстетические чувства, эмоции детей, эстетический вкус, художественное восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства, образные представления, воображение, художественно-творческие способности.
Любой художник, изображая тот или иной предмет, те или иные события, выражает свое отношение к тому, что он изображает. Именно в этом заключается воспитательная сила искусства. Просмотр картин, беседы о том, что это за время года, какие изображены деревья, люди, что за звери, какие они, как характеризует их художник, как он относится к тому или иному герою, всегда увлекают детей. Такие просмотры – беседы не только эстетически воспитывают ребенка, они подводят его к этической (нравственной) оценке героев, событий, явлений. Подводят через впечатления от художественной выразительности образов, эмоционально воспринимаемых детьми к окружающему миру.
А дети
эмоциональнее, чем взрослые люди, они всегда сопереживают, делятся впечатлениями. делают сравнения.
Рассматривая картины о природе, мы знакомим детей с художниками и их произведениями живописи:
И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом бору». «Дубы», «Первый снег»
И. Левитан «Конец зимы», «Март», «Весна», «Лето» ,» Золотая осень»
А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Остроухов «Золотая осень»
А. Пластов «Сенокос», «Полдень», «Летом» и др.
Каждый из названных художников самобытен. Они всегда работают в своей манере, их всегда отличишь.
Например И. Левитан. О нем говорили:
С природою одною он жизнью дышал:
ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье.
.Вот,что говорил о картинах Левитана К. Паустовский
Только по его картинам «Конец зимы», «Март», «Весна», «Лето», «Золотая Осень» можно знакомить детей с временами года. Показать на примере картин все разнообразие сезонных явлений в запечатленных моментах
Художники нам помогают в воспитании. Помогают различать добро и зло, правильно оценить их: помогают воспитывать любовь к животным, природе заинтересовать детей жизнью, протекающей рядом с нами, помогают растить людей, неравнодушных к окружающему
. Как же мы знакомим детей с творчеством художников? Какие же картины рассматриваем в первую очередь?
В первую очередь дети знакомятся с картинами на которых изображены знакомые животные, предметы (в виде пейзажа,натюрморта) или после наблюдений в природе, прочтения художественного произведения..
Воспитателю самому нужно чётко представлять то, что является средством выразительности в картине (цвет, форма, композиция, линия). Например, при рассматривании картины И. Левитана «Золотая осень» мы видим - цвет : медно-золотого убранства березовой рощи; композиция – в центре река, по берегам которой растет березовая роща ; на переднем плане несколько молодых березок, выше – осенний лес; вдали –кустарники ;ритм цвета – золотисто-жёлтый, бледно-зеленый, красноватый.
При рассматривании картины воспитатель располагает детей вокруг себя (дети могут, как сидеть, так и стоять не за столом). Каждый ребенок должен хорошо видеть не только саму иллюстрацию, которая может привлечь детей ярким цветовым решением и возможностью рассматривания отдельных деталей Содержание картины, должно быть, соответствовать НОД.
Вначале воспитатель предлагает детям полюбоваться картиной ( начало занятия может быть организовано и как сюрпризный момент: прислали картину, подарили, принесли,пригласили на выставку) .
Затем воспитатель должен спросить : нравится или нет картина? Почему нравится? Воспитатель спрашивает, как можно больше детей. После этого воспитатель говорит сам, что ему нравится на этой картине?
Картину повесить в доступном для восприятия месте (после рассматривания) .
Через несколько дней воспитатель может повторно рассмотреть с детьми эту картину (отдельно детали и дополнить содержание конкретными высказываниями детей). Можно использовать приёмы – вхождение в картину. Нельзя иллюстрацию использовать в качестве образца.
Иллюстрации демонстрируются по мере надобности на НОД по рисованию, лепке, аппликации.
Начиная со старшей группы детей, знакомят с произведениями живописи, картинами, репродукциями русских и российских художников – портретом, пейзажем. Воспитатель учит детей видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года : яркость золотой осени, прозрачность зимы. Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картин, но и чувствовать, что хотел передать художник – радость, грусть.
В ходе рассматривания воспитатель рассказывает о средствах выразительности. Например, как художник расположил деревья, чтобы все поняли, что лес дремучий (картина Шишкина «Утро в сосновом бору», как художник передал утренний рассвет, влажную траву. Можно организовать рассматривание картин двух,трех художников с изображением того же времени года, чтобы дети могли находить сходство и различие в их творческой манере. Иногда можно использовать музыку, что усиливает восприятие образа. При знакомстве с портретом надо обратить внимание на то, как художник передает настроение человека. В течение года в группе целесообразно выставлять выставки репродукций на тему «Пейзаж», «Натюрморт»
. В подготовительной группе так же закрепляется представления детей по живописи и графике.
По мере того как у детей накапливаются новые впечатления, новые знания, можно предложить, во время рассматривания картин поиграть в викторину (с подгруппой) «Угадай, кто нарисовал картину?». А перед этим нужно обязательно создать материальную базу: подборку книг с их иллюстрациями, буклеты, ширмы. Знакомство с портретами, рассказы о жизни художников.
Работа проводится на занятиях и в свободное время. Работать надо фронтально, и подгруппами, и индивидуально. Вся НОД закрепляется последовательно. Например: если даете лепку по сказке «Три медведя», обязательно вносим иллюстрации картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору». Делаем аппликацию по этой же сказке – снова нам помогают иллюстрации этого художника.. Рассматриваем персонажей в различных ситуациях. А затем закрепляем все на занятиях рисования.
Знакомя ребят с творчеством художников, нужно обращать внимание на особенности этой профессии, даже рассказывать детям, чем работают художники: тушью и пером, карандашами, углем, акварелью, гуашью, белилами, масляными красками
Рассказывая о труде художников, мы воспитываем уважение к этой профессии, интерес к живописи.
Какова же ценность картин о природе?
Вся ценность картин о природе заключается в их исключительной необходимости почти для всей НОД- с их помощью мы сможем полноценно ознакомить детей не только с миром чистого, прекрасного, но и воспитать нравственно, учить видеть окружающий мир во всех его гранях и оттенках. Так же научить эмоциональной отзывчивости, доброте, гуманному отношению к природе,животным, растениям, умение видеть красоту окружающего мира и много – много другого. Что нам и нужно дать нашему подрастающему поколению.
___