Юлия
Консультация для воспитателей по теме ранней профориентации «Формы и методы формирования у детей представлений о профессиях»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формы и методы формирования у детей представлений о профессиях»
Основная сложность работы по ознакомлению детей с миром профессий заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаются за пределами понимания ребенка, поэтому деятельность педагога по ранней профориентации детей основывается на разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраивается системно.
Публикация «Консультация для воспитателей по теме ранней профориентации „Формы и методы формирования у детей представлений о профессиях“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Профессии. Консультации
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2021
В образовательном процессе ознакомления детей с миром профессий используются различные методы, при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей.
Традиционные методы.
1. Словесные (беседы, чтение художественной литературы;
2. Наглядные (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, экскурсии, рассматривание картинок, иллюстраций, гость группы);
3. Практический (эксперименты с различными материалами, опыт, хозяйственно-бытовой труд);
4. Игровой (сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры, дидактические игры).
Словесные методы.
Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом знакомиться с профессиями взрослых : пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Наглядные методы.
Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример профессий взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) самые действенные способы ознакомления с трудом взрослых. Они обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний.
Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Наблюдение.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых, так как оно обеспечивает наглядность и ясность впечатлений. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.
В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о профессиях взрослых, правильное отношение к нему.
Экскурсия
Экскурсия - один из видов занятий по приобщению детей к труду взрослых. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать за трудом взрослых, подчеркнуть особенности профессии. Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть непосредственно труд взрослых. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в процессе трудовой деятельности, материалистическое миропонимание.
Например, экскурсия в прачечную, медицинский кабинет, школу. С развитием технологий экскурсия может быть виртуальной.
Приглашение гостя
Ещё один способ знакомства с трудом взрослых, который используется не часто, но не менее действенен, чем экскурсия, - это приглашение гостей.
Пожарная машина на территории детского сада и знакомство с настоящими пожарными произведут на детей неизгладимое впечатление.
Игровые методы.
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра.
знакомство с трудом взрослых может проходить в условиях:
1) дидактической игры;
2) режиссерской игры;
3) сюжетно-ролевой игры.
Осознать значимость труда взрослых помогут:
1. Дидактическая игра.
Дидактическая игра способствует усвоению, закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей.
Дидактические игры моделизируют структуру трудового процесса (цель труда, предметы труда, инструменты и орудия труда, результат труда)
В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:
1. игры с предметами;
2. настольно - печатные игры;
3. словесные игры.
1) Игры с предметами
Для решения дидактической задачи - знакомство с профессиями взрослых, используют такие игры с предметами :
«Собери набор парикмахера» (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди - дети выбирают из множества разнообразных предметов).
«Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке - игрушечные - кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды.
Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?
2) Виды настольно –печатных игр.
1. Подбор картинок по парам.
Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.
2. Подбор картинок по общему признаку.
Устанавливается связь между предметами. Например, «Что нужно доктору?», «Что нужно парикмахеру?», «Что есть в магазине», и т. д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.
3. Запоминание состава, количества расположения картинок.
Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?» Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.
4. Составление разрезных картинок и кубиков.
Для решения дидактической задачи - знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.
5. Описание, рассказ пор картинке с показом действий, движений.
Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра "Отгадай, кто это?" Ребенок изображает звук и движение задуманного другим детям, а они определяют, представитель какой профессии так выглядит и выполняет данные действия.
3) Словесные игры
Они построены на словах и действиях играющих. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам.
• РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ.
Режиссерские игры – разновидность сюжетно-ролевой игры, в ходе которой ребенок организует деятельность извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя действия.
Отличия режиссерской игры:
1) партнеры игры (игрушки, их заменители) неодушевленные предметы, они не имеют своих желаний интересов;
2) речь - главный компонент режиссерских игр;
3) индивидуальная форма осуществления игры;
4) ролью наделен предмет;
5) большая познавательная и творческая активность, инициатива ребенка.
Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно - ролевая игра.
• СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети.
Но сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, полицейского, не смогут разыграть роль полицейского.
В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера.
Во II младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.
В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома, работа строителей, перевоз пассажиров и грузов, водители автобусов и грузовых машин, труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.
В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений: магазин, аптека, поликлиника. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии : продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика. В играх на тему «Транспорт» совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Так же в играх дети стараются изобразить профессии родителей. Дети вводят в игру новые атрибуты, технику, инструменты.
Дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на пароходе есть не только капитан, но и штурман, матрос, кок и т. д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.
Нетрадиционные формы.
• Творческое моделирование;
• Проектирование;
• Разработка и составление алгоритмов;
• Мастер-классы;
• Интерактивные игры;
• Квест – игра;
• Использование лепбуков;
• Виртуальные экскурсии.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для ознакомления. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся в ходе игры с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут продолжать формироваться в школе.