Светлана Ярмоленко
Консультация для воспитателей по развитию речи посредством мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Проведя ряд наблюдений и бесед мы сделали вывод, что в речи детей существуют множество проблем:
Речь состоит в основном из простых предложений, сложные предложения выстроены грамматически не правильно.
Недостаточный словарный запас.
Глаголы и прилагательные очень часто не согласованы с существительными.
Детям тяжело правильно сформулировать вопрос и ответ на вопрос.
Публикация «Консультация для воспитателей по развитию речи посредством мнемотехники» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Исходя из таких результатов мы считаем необходимым развивать умение детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, последовательно составлять описательные рассказы и пересказы.
Каждому педагогу известно, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие к их жизненному опыту. Поэтому мы решили использовать метод мнемотехники.
Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Язык мозга — это образы, в первую очередь зрительные. Например: я назову слово "автобус" у каждого из нас сразу в голове промелькнула картинка, у каждого своя, но все - таки это был автобус. Мнемотехника помогает детям образовывать дополнительные ассоциации.
На занятиях по развитию речи мы используем мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Работа по мнемотехники начинается от простого к сложному. Дети проводят ассоциативные связи.
Принцип работы с мнемотаблицей
1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2. Преобразование символов в образы.
3. Пересказ при помощи символов.
Например: при заучивании стихотворения мы берем готовую мнемотаблицу, читаем стихотворение, показывая на ассоциативные картинки. Другой метод, не менее эффективный: читаем стихотворение, при повторном чтении стихотворения вместе с детьми зарисовываем ассоциативные картинки.
Зрительный образ, сохранившейся у детей после прослушивания, сопровождающегося просмотром ассоциативных рисунков, позволяет намного быстрее запомнить стихотворение.
Для закрепления стихотворений мы составили книгу стихов в рисунках.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом при обучении составлению описательных рассказов. Мы предоставляем детям готовую мнемотаблицу, разбираем её (очень важно, чтобы дети понимали значение каждого символа, затем составляем описательный рассказ (вначале все вместе, затем индивидуально каждый).
При составлении рассказов мы придерживаемся определенных этапов:
1. развивать умение детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами, учить зарисовывать предметы не только символами, но и буквами.
2. учить самостоятельно заполнять таблицу, используя символы, используем таблицу, как план рассказа.
3. закрепление изученного материала путем повторения рассказа с опорой на составленную таблицу.
Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Так же активному развитию речи и обогащению словарного запаса способствует отгадывание загадок. Отгадывание загадок предполагает наличие представлений о целом ряде предметов и явлений. Играя в загадки, ребёнок как бы сдаёт экзамен – хорошо ли он уже познакомился с окружающим миром? Методика проведения работы с загадками по мнемодорожкам такая же что и по составлению рассказа.