Ольга Чичеватова
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники «Сюрприз от Буратино»
Программное содержание :
1. Учить составлять короткое описание объекта с использованием мнемотехники (опорные карточки, мнемотаблицы);
2. Активизировать словарь детей: обобщающие слова «фрукты», «овощи», названия фруктов и овощей, прилагательные-определения к заданным словам (кислый, круглый, овальный и др.)
3. Развивать грамматический строй речи : умение составлять полные распространенные предложения.
4. Развивать аналитические способности, память, воображение.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники „Сюрприз от Буратино“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Буратино»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
5. Воспитывать правильное отношение к полезной пище, желание помочь герою, попавшему в проблемную ситуацию.
Методы и приемы: мнемотехника (карточки-опоры, мнемотаблицы, проблемная ситуация, игровой персонаж, дидактическая игра малой подвижности.
Материал: кукла Буратино, муляжи овощей и фруктов, игрушечный телефон, опорные карточки и мнемотаблицы, корзинка с фруктами.
Предварительная работа: речевые дидактические игры «Угадай, что съел», «Во саду ли, в огороде», чтение художественной литературы: Ю. Тувим «Овощи», Н. Егоров «Редиска. Морковка. Лук. Горох.», театрализованная деятельность (сценка «Спор овощей).
Ход занятия : В:
Ребята, я предлагаю вам поиграть. Вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч и задавать вопросы. (Игра «Назови овощ и фрукт» : воспитатель бросает мяч- дети называют фрукты-овощи; затем играем наоборот: дети определяют, что назвал воспитатель- фрукт или овощ.)
После игры дети садятся на стулья.
В: Посмотрите, я сегодня принесла разные овощи и фрукты, давайте рассмотрим их. (достаю корзинку с муляжами)
Дать возможность ответить первыми, добиваться полного ответа.
-Что это? -Какое по цвету? -Какой формы? -Какого размера? -Какой фрукт на вкус? -Где растет? -Что можно из него сварить?
Дополняют ответы:
Как еще можно сказать?
Называют более точное
слово-определение
(продолговатый,
небольшой,
приятный.)
(С каждым вопросом выставляется соответствующая карточка. Рассматриваются 3 разных фрукта-овоща)
Раздается телефонный звонок: Звонит Буратино, хочет прийти в гости к ребятам и принести угощение.
Б: А чем можно угостить ребят? Что они любят?
В: Буратино! Наши ребята будут очень рады тебя видеть. И они очень обрадуются, если ты принесешь им фрукты. Ведь они очень полезные.
Б: Фрукты? А что это такое? Как они выглядят!
В: Ребята! Буратино ничего не знает про фрукты. Давайте ему расскажем.
Дети подходят к телефону ;берут в руки муляж любого фрукта и описывают его, используя карточки-опоры. (3-4 человека).
Отвечают последними. Обращать внимание на схемы, помочь подобрать слово,соста-
Это яблоко. Оно зеленого цвета, круглой формы, небольшого размера. Оно сладкое на вкус, растет на дереве. Из него
Отвечают первыми. Похвалить за интересные и полные предложения
вить правильно предложение.
можно сварить варенье, компот, джем.
В: Буратино, ты все понял! (да)
Пока мы ждем Буратино, давайте с вами поиграем. Физкультминутка: Мы большой арбуз купили,
Быстро мы домой пошли,
Дома мы его намыли,
Чашку на шкафу нашли.
Мы разрезали арбуз,
Очень вкусный он на вкус.
Приходит Буратино, здоровается с ребятами, показывает свое угощение
(корзина с настоящими фруктами)
Б: Я купил все, о чем вы мне рассказали: вот и яблоко, апельсин, морковка.
Но в магазине так много других овощей и фруктов, что даже растерялся, когда их увидел. Как же вы их запоминаете?
В: Буратино, наши ребята знают многое о фруктах. Посмотри, у меня есть карточки, на которых нарисованы схемы. Ребята попробуют догадаться, что здесь за фрукт «заколдован».
Детям предлагаются мнемотаблицы, по которым они называют признаки и угадывают фрукт или овощ. (3 штуки)
Предлагаются карточки с двумя признаками. При затруднении обратиться за помощью др. детей.
- этот фрукт желтого цвета, круглый и кислый. Это лимон.
Предлагаются схемы с 3-4 признаками.
Б: Какие ребята молодцы! Как много они знают. Я с удовольствием хочу их угостить.
В: Спасибо, Буратино, только сначала ребята помоют руки.
Дети моют руки и за столом угощаются фруктами.