Ольга Долныкова
Консультация для воспитателей по игровой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. Так сказал выдающийся советский педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский.
- Время не стоит на месте и вместе с ним изменяется человек. В ДОУ (особенно в старшем дошкольном возрасте) прослеживается «вытеснение» игры учебными занятиями; игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике. Хочется отметить, что во ФГОС дошкольного образования присутствует идея того, что учебный процесс – это детская игра, и она является основным видом деятельности дошкольника.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2024
Изменения в социальной жизни России повлекли за собой новые тенденции в развитии дошкольного образования. Изменились потребности родителей, изменились требования школы к будущему первокласснику, появилось огромное количество новых программ обучения и воспитания дошкольников.
Социологические исследования дошкольной сферы показали, что дети приходят в детский сад играть и общаться со сверстниками, интересно проводить время, что особенно характерно для детей из однодетных семей. Всё остальное воспринимается ими как «досадная нагрузка», которой они стремятся избежать. Традиционно организованные занятия интересуют лишь 20% ребят.
Мной был проведён опрос наших воспитанников подготовительных групп с целью изучения различных аспектов удовлетворённости детей детским садом. Дошкольникам индивидуально задавались вопросы, касающиеся их жизни в детском саду.
- Зачем дети приходят в детский сад?
- Что тебе больше всего нравится в детском саду?
- Что тебе больше всего не нравится в детском саду?
- Если можно было бы остаться дома и не пойти в д/с, чтобы ты сделал?
- Почему бы ты остался дома?
- Если бы тебе предложили вообще не ходить в д/с, ты пошёл бы или нет?
(просмотр и статистика ответов детей)
Существуют и глубинные потребности ребёнка, может быть, и не осознанные им в полной мере, но не имеющие непосредственное отношение к качеству его жизни. Это так называемые «естественные потребности», без которых невозможно оптимально организовать жизнь ребёнка в ДОО.
По результатам опроса Минпросвещения детей старшего дошкольного возраста составлен список «естественных потребностей» (от самых важных до менее важных) : в движении (бегать, прыгать, кричать); в принятии своей личности (любой); в одобрении своей деятельности, любознательности; в желании иметь много личного времени для игры, свободу выбора занятий; в достаточном общении со сверстниками; в авторитете среди сверстников, принадлежности к группе; в новизне и смене впечатлений; в желании иметь свою тайну, прикоснуться к чудесам; самому что-то создавать и радоваться этому; делать взрослые дела, по своей инициативе, опекать кого-то, учить кого-то; узнавать новое.
Частично данные потребности детей отражены в Конвенции о правах ребё нка:
• право на жизнь и выживание;
• уважение взглядов;
• сохранение индивидуальности;
• защита личной жизни;
• свобода выражения своего мнения;
• доступ к соответствующей информации;
• свобода мысли, совести и религии;
• право не подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания, физическое и психологическое восстановление и социальная реинтеграция ребёнка, являющегося жертвой;
• наилучшее обеспечение интересов ребёнка.
Между тем работа дошкольных организаций строится так, что для игры и общения постоянно не хватает времени. Достаточно сказать, что в среднестатистической группе детского сада свободная игра занимает от 30 до
50 минут в день. И это в тот период детства, когда игра — ведущая деятельность ребёнка.
Нельзя забывать, что дети, как и все люди, имеют различный психический склад, различные интересы, игнорировать которые недопустимо. Возникает необходимость учёта всех этих особенностей и в режиме дня, и в методах обучения и воспитания, самом содержании образования.
Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их предшественники 25—30 лет назад.
Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу социализации детей начиная с дошкольного детства. Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребёнку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе, — одно из главных условий жизни ребёнка в обществе и личной готовности ребёнка к школе.
Однако в настоящее время образование испытывает дефицит в современных технологиях, касающихся развития личности. В детских садах отдаётся явное предпочтение когнитивному развитию дошкольника в ущерб социально-личностному.
Родители приводят ребёнка в детский сад, прежде всего, для присмотра и ухода, качественной подготовки к поступлению в школу, а также для получения навыков коллективной жизни. Сам же ребёнок (по опросам детей старшей и подготовительной к школе групп) приходит в сад играть и гулять с детьми. Жизнь детей в городе в настоящее время сопряжена с огромным риском и страхами родителей за их безопасность. По данным опроса родителей лишь 1 % детей старшего дошкольного возраста гуляют во дворе без сопровождения взрослых; самостоятельно; без участия взрослых решают конфликты во дворе, ходят в гости к друзьям. Самостоятельность детей проявляется, по мнению 60 % родителей, лишь в выборе игрушек, продуктов, игр и занятий дома, некоторым соблюдением правил поведения в общественных местах.
Таким образом, ДОО становится единственным местом, где дети могут без опасения проявлять свою инициативу и самостоятельность, а также взаимодействовать с разновозрастным детским коллективом в разнообразных видах деятельности, которые семья создавать не в состоянии.
Новой задачей ДОО становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников.
Вся жизнь ребёнка в ДОО должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми.
Для этого необходимо полностью изменить технологию образовательного процесса, где главная задача в любом виде деятельности
— предоставление ребёнку условий для социального развития.
Каким образом решить проблемы социализации в традиционной, обычной дошкольной организации, не прибегая к перестройке всей её жизнедеятельности, к тотальному переучиванию педагогов, пересмотру всего содержания программы?
Помогут новые современные технологии, направленные на решение проблем, о которых говорили выше.