Нигматуллина Эльвера
Консультация для воспитателей «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук и творчества детей дошкольного возраста.
Актуальность
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми для жизни умениями и навыками самообслуживания.
«Источники способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация для воспитателей „Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лепка. Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Пластилинография. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: развитие мелкой моторики рук и творческой активности посредством пластилинографии. Учить основным приёмам пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук.
Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Для развития мелкой моторики рук очень хорошо подходит техника пластилинография. И к тому же это отличная возможность развития творческих способностей. Данная техника выбрана не случайно.
Рисованием пластилином с детьми можно начать заниматься уже с младшего возраста. Это осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в пластилинографии являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Детям нравиться рисовать. Но на деле нередко сталкиваешься с ситуацией, когда дети быстро теряют интерес к рисованию. Чаще всего это происходит из-за того что они не чувствуют себя успешными в этом деле, попросту говоря не получается то, что ребёнок хотел изобразить. Всегда приятно заниматься тем, что у тебя получается, дети в этом не исключение.
Для того чтобы рисование, оставалось для детей любимым и желанным занятием, они должны чувствовать себя в этом деле счастливыми и успешными. И здесь опять нас выручит пластилинография.
И так что же такое «пластилинография»?
Пластилинография – это создание плоскостных (рельефных) картин из пластилина, с изображением выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Освоение детьми нетрадиционной техники «пластилинография» предполагает последовательную реализацию трех этапов:
На первом этапе (2 младшая группа) используем восковой пластилин, знакомим с простыми приёмами изображения: нажим. размазывание (травка, ручеёк, солнышко). Раскатывая пластилин круговыми и прямыми движениями, сплющивая, украшаем различные силуэты:мухомору и божьей коровке дорисовываем точечки, снег на ёлочке; украшаем ёлочку шариками, яблочки на яблоньке и так далее.
Силуэты предлагаются небольших размеров, что бы дети не утомлялись и получали радость от своих работ. Постепенно усложняя композицию (новогодний шарик, мишура, снежинка). Работаем коллективно: (гора самоцветов,новогодняя ёлочка,ягодная полянка).
В процессе освоения техники рисования пластилином, занимаясь индивидуально или подгруппами, мы радуемся нашими маленькими победами. У ребятишек повышается уверенность в своих силах, крепнут и развиваются пальчики. Совместное творчество доставляет радость от общения и познанию нового.
Второй этап (средняя группа) – продолжается освоение доступных приемов изображения.
На этом этапе большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов.
Знакомимся:
С получением более светлого оттенка, (смешивая основной цвет с белым пластилином). Развивая умение размазывать пластилин по шаблону, затем делали лепные украшения.
С обратной пластилинографией двумя способами: налепом, шариковым и жгутиковым способом, выполнение простых композиций.
Третий этап (старший возраст) - создание условий для свободного варьирования накопленного опыта и самостоятельного применения в работе.
Этот этап подразумевает комбинирование известных способов с новыми, поиск альтернативных решений.
Дети составляют более сложные рельефные композиции.
На этом этапе дети создают основу для будущей композиции (фон) – прижимают и размазывают пластилин по плотной основе. Затем выполняют задуманную композицию. Если необходимо, можно сделать предварительный набросок карандашом или стекой. Новых оттенков цвета можно достигнуть путем смешивания пластилина разных цветов.
Чтобы добиться эффекта «мраморности», «мерцания цвета», т. е. изображения с разноцветными хаотичными разводами, пластилиновые жгутики разных цветов скручиваем друг о другом. Затем слегка перемешиваем, но не допускаем полного поглощения красок.
Колорит комбинированных «пластилиновых красок» при нанесении на поверхность должен просматриваться разноцветными разводами.
Видимость объемности передаем более высоким рельефом, т. е. выпуклостью над ровной поверхностью картины. Для передачи фактурности шерсти, неровности коры, чешуи у рыбы используем стеку – процарапываем гладкую ровную поверхность пластилина. Дополнительные природные (ракушки, камешки, семена) и бросовые (бисер, бусины) материалы используется для создания определенных эффектов, придающих выразительность образу и неповторимость всей работе.
Создавать индивидуальные творческие работы в технике «пластилинография» на большом формате дошкольникам сложно:
Если работа большого формата, то наносить пластилиновый слой на всю площадь основы для создания фона – это утомительный, трудоемкий процесс, и дети могут потерять интерес к творческой деятельности. Поэтому вначале можно нарисовать фон акварельными или гуашевыми красками (цветными карандашами, восковыми мелками) в соответствии с замыслом. Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу за ламинировать скотчем. Можно картон покрыть клейкой плёнкой или цветным скотчем. Работы большого формата создаются совместно, дети объединяются по своему желанию, педагог всегда рядом помогает советом, показывает или творит совместно.
Отличные работы получаются на стекле (фото-рамки очень хороши для обратной пластилинографии, эффектные на зеркале.
Дефекты пластилиновой картины и неудавшиеся детали можно легко исправить, срезать стекой и на этом месте внести исправления.
Всегда поощряется самостоятельные работы (когда дети работают по своему замыслу, используя изученные ранее приёмы). Дети рисуют пластилином с удовольствием, радуются и восхищаются самим процессом рисования. Очень нравиться экспериментировать с пластилином, получать новые оттенки.
Доступность материала поддерживает интерес у детей к данной технике. Ведь так важно, чтобы дети могли заниматься любимым делом в свободное время.
Работая с детьми в этой замечательной технике, убеждаемся, что она открывает возможности комплексно воздействовать на развитие ребенка:
повышается сенсорная чувствительность (восприятие формы, фактуры, цвета);
-развивается общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизирует работу обеих рук;
-формируется умение планировать работу по реализации замысла, умение предвидеть результат и достигать его;
-развивается воображение, пространственное мышление, творческие способности.
Из опыта проведенной работы, можно с уверенностью сказать, что главный итог - необыкновенное ощущение радости детей и взрослых и большое желание вновь встретиться для работы с этим художественным материалом.
Ведь даже те, кто не всегда удачно выполнял рисунки или не совсем любил рисовать работал с большим воодушевлением.
Результат, как правило, отличный - все творческие работы получаются великолепными.