Наталья Кутумова
Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формиру-ются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культу-ре.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важней-ших звеньев системы воспитательной работы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Ознакомление дошкольников с государственной символикой России“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Символы России для детей
- Темочки
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гор-дость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего
Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен
глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хо-зяйства и природы.
Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. Реализо-вать эту задачу можно посредством организации бесед, рассматривания ил-люстраций, игр-бесед, которые можно проводить дифференцированно в утренние и вечерние часы; дидактических игр, которые лучше проводить в индивидуальной форме; игр-путешествий, экскурсий, а также различных до-суговых мероприятий и чтения художественной литературы. В процессе бе-седы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображения государственных символов.
Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с государственными символами, следует выявить имеющиеся у дошкольников представления о гербе и флаге России.
Важным условием эффективности работы по ознакомлению детей до-школьного возраста с государственным гербом и флагом является просве-щение родителей.
Ребенок на пороге школы:
Во-первых, должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России.
Во-вторых, у старших дошкольников можно сформировать представ-ления об основных функциях государственной символики страны.
В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цве-тов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России.
В полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции - дело непростое для дошкольников, поскольку образно - символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас знаний об исторические прошлые Родины невелик, кругозор не так обширен.
Подбирая методы и приемы патриотического воспитания нужно учиты-вать все особенности детей дошкольного возраста :
эмоциональное восприятие окружающего,
образность и конкретность мышления,
обостренность чувств,
недостаточное сформированное историческое сознание,
непонимание некоторых социальных явлений.
Следует помнить: патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с государственной символикой как его часть - это не столь-ко передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа даст большой эффект, если будет опираться на организацию до-ступной возрасту детей деятельности.
Все занятия цикла условно можно разделить на основные и вспомогатель-ные.
Целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом Рос-сии.
Во-первых, с российским триколором дети встречаются наиболее часто: флаги на улицах, его изображение на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах.
Во-вторых, при знакомстве с российским флагом ребенку необходимо уяснить лишь цвет его полос и взаимное расположение.
Затем, следует познакомить детей с Государственным гимном России, ко-торый имеет две составляющие текст и музыку. Государственная символи-ка любой страны имеет единое цветовое решение, поэтому дети совместно с педагогом должны найти отображение трех цветов флага в словах гимна.
Далее желательно провести занятие «Герб Москвы», на котором детям предлагается рассмотреть форму герба и его основной цвет, выяснить, что они символизируют. Дети слушают легенду о всаднике и драконе, изобра-женных на гербе Москвы, затем самостоятельно анализируют его цветовое решение. Только после этого целесообразно провести занятие - исследова-ние «Герб России». К этому моменту дети сами могут рассказать о форме и цвете герба, о том, что они символизируют.
Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с символи-кой России соответствует одному из основных дидактических принципов - от простого к сложному - и даст хорошие результаты.
Примерные вопросы для беседы с детьми:
• Что это? (герб России, флаг России)
• Назови цвета флага нашей страны (белый, синий, красный) .
• Что означают цвета Российского флага? (белый цвет – снег, облака; синий –
небо, реки и моря, красный – огонь)
• Что изображено на гербе России? (двуглавый орёл, всадник, побеждающий
змея).
• Что означает изображение двуглавого орла? (солнце)
• Что означает изображение всадника? (победу добра над злом)
• Где можно увидеть изображение флага России? (на зданиях, машинах,
самолетах)
• Где можно увидеть изображение герба России? (на монетах, документах)
• Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флагов на ма-шинах
и самолетах? (чтобы можно было отличить их от монет, автомобилей и са-молетов
других стран)
• Зачем нужны стране герб и флаг? (объединять людей, живущих в нашей стране,
быть отличительным знаком).
Дидактические игры:
• «Сложи узор на щите из мозаики».
• «Найди среди гербов разных стран герб России,
• «Государственные символы России».
• «Государственные праздники России».
Примерные вопросы по теме «Флаг России» для подготовительных групп
Какое общее название имеет флаг, который включает в себя три цвета, расположенные горизонтально или вертикально?
(Триколор)
Как моряки называли флаг России?
( Подсказка: название получается из букв цветов флага при перечисле-нии их сверху вниз. БЕСИК – БЕлый, СИний, Красный)
Досказать пословицы и поговорки о Родине, флаге:
«Флаг на ветру, как часовой ….(на посту)»,
«Флаг стереги, от врага …. (сбереги)»
«Если дружба велика – будет Родина …. (крепка)»
С каким событием связано появление красивого трёхцветного полот-нища?
(Впервые бело-сине-красный флаг появился еще в XVII веке (в 1668 г., при царствовании отца Петра I – Алексее Михайловиче. Именно тогда был построен первый русский военный парусник европейского типа «Орел»)
Когда празднуют День Государственного флага России? (22 августа)
Как в старые времена на Руси назывался флаг?
(Стяг от словосочетания «стягивать к себе». Главным его назначением было стягивать воинов для защиты родной земли. Под одним стягом объединялось определенное количество воинов, и количество стягов определяло общую величину войска)
Примерные вопросы по теме «Герб России» для подготовительных групп
Что такое герб? Где мы можем увидеть изображение герба?
(Герб – это отличительный знак, эмблема государства. Он помещается на паспортах граждан России или на документах, на знаменах и фла-гах, на форменной одежде, на денежных знаках, орденах и медалях Российской Федерации. В нем отражена история страны.)
Как выглядит современный герб России?
(На красном фоне золотой, жёлтый двуглавый орел с гербом Москвы. Возможны дополнения.)
Кто изображен на щите на груди орла?
(Всадник на щите – Святой Георгий Победоносец, это не только символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.)
Почему орел двуглавый?
(Одна голова орла смотрит на Европу, а другая на Азию, т. к. наша страна расположена и в Европе, и в Азии.)
Сколько корон над орлом? Что они обозначают?
(Корон изображено три - две малых и одна большая. В этом тоже за-ложен свой смысл. Малые короны символизируют собственно Европу и Азию, а большая корона - это символ союза народов, которые живут на территории нашей страны.)
Как называются золотые шар и жезл, и что они символизируют?
(Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единства.)
Примерные вопросы по теме «Гимн России» для подготовительных групп
Что означает слово «гимн»?
(Торжественная, хвалебная песнь)
Отгадайте загадку:
Есть мелодия одна,
Ей подвластна вся страна.
Гражданин, отбросив всё,
Стоя слушает её.
(Гимн.)
Продолжите строки гимна (Россия — священная наша держава.)
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Как нужно слушать гимн страны?
(При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. Этим они выражают уважение и почтение к стране.)
Кто написал музыку и слова гимна?
(Слова гимна написал поэт Сергей Владимирович Михалков, а музыку – композитор Александр Васильевич Александров.)
Когда можно услышать исполнение гимна?
(Государственный гимн исполняется в особо важных и торжественных случаях: например, когда встречают важных гостей из других стран, или награждают победителей соревнований. Поднимается флаг их Ро-дины, и звучит гимн их страны.)
Примерные вопросы по теме
«Символы России» для подготовительных групп
Что обозначают цвета российского флага?
(На государственном флаге России мы видим три равные полосы – бе-лую, синюю и красную. Белая полоса означает благородство, говорит о том, что у нашей страны нет злых намерений. Синяя полоса означает честность, чистое небо и говорит о дружеских и мирных отношениях с другими странами. Красная полоса означает смелость, отвагу, и гово-рит о том, что если потребуется, то каждый гражданин России будет готов защитить свою Родину)
Имеет ли наш триколор официальную трактовку своих цветов?
(Наш триколор, в отличие от символов других государств, не имеет официальной трактовки своих цветов. Есть только несколько неофици-альных версий. Например, белый цвет означает мир, чистоту и совер-шенство, синий – верность, постоянство и веру, а красный – энергию, мощь и кровь, пролитую за Родину. С прежних времён сохранилось ещё имперское объяснение: три цвета говорят о единстве славянских народов, при этом белый соответствует белорусам, синий – украинцам, красный – русским)
Что такое флаг? Где мы можем его увидеть?
(Прикрепленное к древку полотнище определённого цвета или не-скольких цветов. На кораблях, правительственных зданиях.)
Как называется наука о гербах? (Геральдика)
Как называется наука о флагах? (Вексиллология)