Воронова Наталья
Консультация для воспитателей «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма. Ознакомление дошкольников с природой родного края - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе. Усвоение детьми знаний о живой и неживой природе должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей - сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности, любознательности. В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми ребенок наблюдает и ухаживает, помогает воспитывать у него такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития. В процессе формирования у детей знаний о природе, эстетического чувства громадное значение имеет желание и умение самого воспитателя находить в природе красивое и наслаждаться им. Для ознакомления детей с природой педагогу дошкольного учреждения требуется огромный запас знаний из разных областей науки о природе. Особенно важно изучить природу своей местности, ознакомиться с типичными ландшафтами, пронаблюдать сезонные изменения, составить календарь, научиться распознавать наиболее распространенные растения и животных, знать, где можно их встретить.
Публикация «Консультация для воспитателей „Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В направлении с севера на юг различают следующие ландшафтные зоны: полярные, тундровые, лесов умеренного пояса, степей, пустынь, саванн, тропических лесов, экваториальные. Ландшафтные зоны делят на подзоны. Например, в зоне лесов умеренного пояса различают следующие подзоны: лесотундру, тайгу, смешанные и широколиственные леса. Компоненты ландшафта - рельеф, климат, почва, вода, растительный и животный мир - находятся в сложном взаимодействии и приспособлении друг к другу. Климат влияет на режим рек, образование почв, растительный и животный мир. Состав животных зависит от рельефа, водоемов, климата, но больше всего от местной растительности: она дает им убежище, а для многих видов - и пищу.
В ознакомление с природой входят наблюдения за погодой. Погода - это физическое состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте в определенный промежуток времени. Для успешного наблюдения погоды нужно умение распознавать направление и силу ветра, различать облака, уметь подмечать появление росы, инея, тумана и световых явлений на небосводе. Для наблюдения за направлением ветра пользуются флюгером. Наиболее простой - самодельный флюгер. Это узкая и длинная полоска материи, привязанная к верхушке какого-нибудь высокого столба или шеста. На шесте укрепляют длинные горизонтальные стержни, на которых прикрепляют буквы С, Ю, В, З. При наблюдении за облачностью отмечают количество и форму облаков, направление их движения. Также детей можно учить предсказывать погоду по определенным признакам: широко раскрываются цветки полевого вьюнка - к улучшению погоды; одуванчики складывают свои соцветия - к ухудшению погоды и Т. Д.
Сезонными изменениями в природе называют периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности. Смена времен года происходит благодаря годовому обращению Земли вокруг Солнца при неизменности наклона земной оси к плоскости орбиты. Закономерности периодических сезонных изменений в жизни растений и животных изучает наука фенология; наблюдения за наступлением этих явлений называют фенологическими. Ведение календаря природы и фенологические наблюдения учат детей видеть и слышать происходящее в природе.
Всю работу по ознакомлению детей с природой надо вести в той последовательности, в какой возникают изучаемые ими явления. Для составления календарного плана работы педагогу надо определить, какие явления природы и когда следует показать детям. Для этого надо знать сроки наступления разных сезонных явлений в своей местности и сроки про ведения сельскохозяйственных работ, а также природное окружение детского сада (наличие парка, сквера, близость леса, поля и т. д., имеющихся там растений и животных.