Елена Багдасарян
Консультация для воспитателей «От А до Я. Говорим правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Говорим правильно
Мы все знаем, что без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. В условиях ДОУ работа по речевому развитию определяет, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения.
На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, выделять звуки в словах.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако в своей работе мы видим, что за последнее время ежегодно увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями.
Это связано, в первую очередь, с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С каждым годом возрастает число практически не говорящих детей.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм русского языка.
Я коротко познакомлю вас с программой «Речевичок» и обращу ваше внимание на основные задачи речевого развития по возрастам наших детей, так как только благодаря взаимосвязи нашей с вами работы будет успех.
Ведущим методом программы является метод практических заданий, содержащих наиболее эффективные приёмы обучения основам грамоты и чтения дошкольников. Игровой характер заданий поможет дошкольнику быстрее и лучше понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв, и сделает этот процесс интересным и увлекательным.
В основе грамотного чтения и письма лежит умение ребёнка различать звуки речи - фонемы. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте сформировать у него необходимый уровень фонематических представлений. Выполняя шаг за шагом различные упражнения, ребёнок будет учиться не только слышать звуки в словах, устанавливать их последовательность, различать качество звуков (гласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, соотносить звуки и буквы, читать слоги, слова, простые предложения, записывать слова печатными буквами, но и логически мыслить; у него разовьётся речь, зрительное восприятие, внимание, он приобретёт графические навыки.
Основной принцип построения занятий — от звука к букве. Прежде чем ребёнок познакомится с буквой, он научится слышать звук, который она обозначает, выделять его на слух, определять место звука в слове, уточняя характеристику и его цветовое обозначение. И только после успешного выполнения различных упражнений со звуком следует переходить к знакомству с буквой. Последовательность ознакомления с буквами отражает особенности формирования звукопроизношения у ребенка в соответствии с возрастной нормой.
На начальном этапе обучения чтению при знакомстве с буквой не даётся алфавитное название буквы, буква называется так, как звучит звук (коротко, без добавления гласных: Б, а не БЭ; М а не ЭМ). Такой звуковой способ называния букв поможет ребенку быстрее овладеть слитным, плавным, послоговым чтением. Только после усвоения ребёнком навыка первоначального чтения можно познакомить его с алфавитным названием букв.
На занятии должен главенствовать дух открытия. Обучать детей так, чтобы они об этом даже не догадывались, то есть использовать в обучении игровые технологии.
Программа «Речевичок» направлена на развитие звуковой культуры речи и обучению первичным навыкам чтения.
Звуковая культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. На своих занятиях мы отрабатываем
• произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.,
• элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.,
• связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты,
• а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).
• Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Все воспитатели помогают овладеть детям звуковой культурой речи, что является основой для:
- коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя;
- умения произносить слова сложной слоговой структуры;
- обучения звуковому анализу и синтезу;
- обучения грамоте и подготовки детей к школе.
Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, чётким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.
Учитывая возрастные особенности развития речи детей, работа воспитателя распределяется на три основных этапа:
I этап – от полутора до 3 лет выполняет такие задачи, как:
• Развитие понимания речи взрослых.
• Развитие слухового внимания.
• Развитие артикуляционного и голосового аппаратов.
• Умение точно подражать словам.
• Умение различать речевые интонации.
• Производить короткий глубокий вдох через нос и длительный протяжный выдох через рот.
• Поддержание стремления малышей разговаривать с окружающими.
• Выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений.
• Знакомство детей с названиями предметов и явлений.
Речь малышей характеризуется стремлением к звукоподражанию, к освоению образцов чужой речи, поэтому речь воспитателя всегда должна быть примером, эталоном правильной, выразительной речи.
На этом этапе работы соответственно возрасту детей даются игры, потешки, песни, рассказы, стишки, включающие различные звукоподражания. Воспитатель вводит звукоподражания в содержание игр-занятий, в занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, в занятия с дидактическими игрушками, в музыкальные занятия.
Игры, направленные на удлинение, развитие силы и плавности воздушной струи: «бабочка», «буря в стакане воды», «мыльные пузыри», «дутьё на кораблики», надувание игрушек, воздушных шариков, перышки, снежинки, листочки, дудочки, свистульки, вертушки…
Учите малыша делать быстрый глубокий вдох через нос, а затем плавный длительный выдох. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал).
Игрушка должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10 – 15 см.
Следите, чтобы при вдохе плечи не поднимались, надувался животик, а выдох был непрерывным. Следите, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).
Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.
Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко.
Во II этапе – от 3 до 5 лет решаются такие задачи, как:
- Развитие фонематического слуха.
- Правильное произношение всех звуков родного языка.
- Воспитание умения соизмерять громкость голоса в зависимости от ситуации.
- Развитие умения говорить в размеренном темпе,
- правильно ставить ударение в словах.
С детьми второй младшей и средней групп воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением. Работу над звукопроизношением легко сочетать с развитием речевого слуха, речевого дыхания, голоса, артикуляционного аппарата, дикции и интонации.
Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время надо уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом.
Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шёпотную речь.
1. «Эхо»
2. «Телефон»
3. Произнесение стихотворений с изменением силы голоса.
Тихий голос - играми, сопровождающимися громким звукоподражанием или договариванием междометий.
III этап – от 5 до 7 лет
Задачи:
- Дальнейшее совершенствование речевого слуха.
- Закрепление навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи.
- Дифференциация звуков.
На этом этапе формирование звуковой культуры речи можно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих-свистящих, звонких-глухих и т. д. Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. (После освоения упражнений артикулируем без произнесения – дети угадывают звук и произносят сами).
Отработка всех разделов речевого развития осуществляется через дидактические игры, посредством использования скороговорок, загадок, считалок, пословиц, поговорок, потешек и стихотворений.
Важным условием развития речи является развитие фонематического слуха.
Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, различению звуков речи – фонем. Например, в словах, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами. Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом. Развивая фонематический слух, вы облегчаете ребенку процесс освоения чтения и письма.
4 этапа работы по формированию фонематического слуха у детей:
1этап - узнавание неречевых звуков
Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи.
Можно предложить ребенку послушать звуки за окном:
что шумит? (деревья)
что гудит? (машина)
кто кричит? (мальчик) и т. д.
игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки;
Игра "Узнай, что звенит (гремит?".
Можно узнавать по звукам и предметы обихода: шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т. д.
2 этап – различение звуков речи по силе, тембру и высоте
Кто позвал? Водящий стоит спиной, дети по очереди называют его имя. Водящий на слух определяет, кто его позвал.
Усложнение: водящий произносит то тихо, то громко «Ау», а дети определяют, далеко или близко он находится.
Детям показывают игрушку-котенка, просят запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко) и далеко (тихо). Затем меняя силу голоса, взрослый произносит «мяу», а дети отгадывают, далеко или близко котенок. Аналогично: «Пароход гудит», «Какая дудочка играет?» (большая или маленькая, «Кто плачет?» (мальчик низким голосом А-А-А, девочка высоким).
«Три медведя» (низкий, средний, высокий голос, «Кто в домике живет?» (звукоподражание животным с разной высотой голоса).
3 этап - Различение сходных по звучанию слов
Например: крыса – крыша, дрова – трава, уточка – удочка, лук – жук, …и т. д.
Можно предложить ребёнку правильно выбрать и показать картинку: где мишка, а где миска; где уши, а где усы; где коза, а где коса, …и т. д.
Игра «Доскажи словечко»
Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
На ветке не птичка… Зверек-невеличка…Мех теплый, как грелка. Зовут его. (белка).
Ты не бойся - это гусь, Я сама его. (боюсь).
Свистнул чижик:- Фью, фью, фью! Я с утра росинки. (пью)
4 этап – формирование навыков звукового анализа и синтеза
Определение:
-количества звуков в слове;
-последовательности звуков;
-места звуков.
Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале дети учатся слышать, различать и определять первый звук в одном слове, затем – первый и последний звуки в ряде слов. И только после усвоения первого и последнего звуков они определяют звуки в середине слова, любую позицию звука в слове.
Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения.
Артикуляционная гимнастика является комплексом специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляционного аппарата ребёнка, а также развитию ловкости, дифференцированности и силы движений этого органа.
Польза артикуляционной гимнастики:
- улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов;
- укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;
- навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение;
- снижение напряжённости артикуляционных органов;
- постановка правильного произношения звуков.
С детьми младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения («блинчик», «лошадка», «вкусное варенье»).
В средней группе требования к выполнению упражнений повышаются. По-прежнему используются игровые приемы. В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую.
Артикуляционная гимнастика проводится сидя, спина прямая, ребенок расслаблен. Усадить ребенка нужно так, чтобы он видел лицо воспитателя и воспитатель мог отследить выполнение упражнений ребенком. Проводить гимнастику систематически, тогда будет эффект.
В старшей группе следят за плавностью, легкостью, четкостью движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы с одной позы на другую.
Благодаря систематическим занятиям и упражнениям, развивающим артикуляционную моторику и речевой слух, многие дети учатся говорить правильно и чисто без помощи логопеда.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка:
- он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия; помощь родителей; воспитывать у детей правильную речь, поддерживая связь с логопедом, врачами.
Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.
В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии.
Понятие «игровые технологии речевого развития» включает достаточно много методов и приемов в педагогическом процессе в форме разнообразных игр, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются следующие технологии:
• Технология «Азбука общения» Л. Н. Шипицыной,
• Технология «Развитие диалогического общения» А. Г. Арушановой,
• «Обучение составлению творческих рассказов»,
• Технология ТРИЗ,
• Моделирование,
• Мнемотехника,
Технологии обучения образной речи:
- Технология обучения детей составлению сравнений
- Технология обучения составлению метафор
- Технология обучения составлению загадок
• Технология синквейна
Технология лимерика
• Сказкотерапия (сочинение детьми сказок,
• Артикуляционная и пальчиковая гимнастика,
• Логоритмика,
• Минидраматизации, инсценировки.
Все наработанные технологии есть в методическом кабинете, кто заинтересовался, скачивайте и применяйте.
В группе дополнительного образования «Речевичок» мы занимаемся с использованием практически всех технологий с целью заинтересовать детей русским языком, речью, приобщить к мировой литературе, чтобы желание научиться читать, быть самим авторами стихов, сказок и рассказов было непреодолимым. Чтобы возникшее желание учиться, узнавать новое, быть любознательным, активным и компетентным читателем не пропадало на протяжении всей жизни. С удовольствием дети выполняют упражнения для артикуляционного аппарата, для рук, логоритмические физкультминутки…
Но два раза в неделю по полчаса – это мало! Поэтому педагогический результат в речевом развитии дошкольников достигнем мы с вами совместными усилиями. Для этого я готовила консультацию.
Самосовершенствованию и творческой самореализации педагогов методическая служба нашего МБДОУ успешно способствует путём проведения правильно организованных, разнообразных по форме методических мероприятий. Как раз важным в профессиональном развитии и становлении специалиста дошкольного учреждения является информационное обеспечение его деятельности (консультации, участие в работе семинаров-практикумов, методических объединений) и, особенно выделяется психолого-педагогическая поддержка (организация ситуации успеха, поддержка и оценка успешной деятельности, в том числе и материальное поощрение; постоянная помощь в тех пределах, в которых воспитатель нуждается). Такая поддержка обеспечивает необходимую базу для успешного профессионального становления и развития педагогов, мотивирует к участию в инновационной деятельности.