Янина Солодихина
Консультация для воспитателей «Организация театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация театрализованной деятельности в детом саду»
1. Значение, задачи, виды театрализованной игры.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация театрализованной деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрадизованная игра – эффективное средство социализации маленького ребенка, она создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Значение театрализованной игры :
Познавательное развитие - Расширяются знания детей об окружающей действительности
Речевое развитие - Активизируются и совершенствуются все стороны устной речи
Эстетическое развитие - Совместная творческая деятельность вызывает позитивное настроение
Социально-коммуникативное развитие - Осмысление нравственного подтекста литературных произведений; Формирование опыта нравственного поведения, способов позитивного взаимодействия в коллективе детей
Психическое развитие - Развиваются все психические процессы
Средство самовыражения, самореализации
2. Виды театрализованной игры.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
1). игры - драматизации (ребенок выступает в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью различных средств выразительности);
2). режиссерские (в режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами», озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности).
Игра – имитация
(младшая группа) Игра – драматизация
(средняя группа) Режиссерская игра
(старшая группа)
- Имитация действий
- Имитация эмоций
- Имитация действий
с передачей эмоций
Варианты импровизаций:
- бессловесная импровизация по текстам стихотворений, потешек
- игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов
Ребенок – «артист»
- Имитации образа животных,
птиц, людей
- Ролевые диалоги
- Инсценировка произведений
- Постановка спектаклей
Варианты драматизации:
- игра-драматизация по текстам сказок
- игра-драматизация по текстам рассказов
Ребенок – «режиссер»
Артист – игрушка, заместитель
Варианты игры:
- игра- драматизация по
мотивам нескольких литературных произведений
3.]Задачи и виды театрализованных игр по возрастам.
Ранний возраст 2-3 года
Задачи возраста : - Побуждать интерес к ТИ путем первого опыта общения с персонажем - Восприятие театрализованных выступлений взрослых,
старших детей;
- Подпевание песенки, присказки, попевки
- Пальчиковый театр
Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками, подражать движениям животных и птиц под музыку
Способствовать проявлению самостоятельности и активности в игре с персонажами- игрушками
Младшая группа – 3-4 года
Задачи возраста : Формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях Театр картинок (магнитная доска. фланелеграф, коврик) :
«Три медведя», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок, «Теремок»;
Настольный театр – игрушки фабричные,
самодельные, из природного и др. материала
Элементы костюмов: маски – шапочки,
образные фартучки, воротнички.
Развивать умение имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок прыгает, учить передавать эмоциональное состояние человека мимикой, позой, жестом, движением
Знакомить с приемами вождения настольных кукол
Средняя группа – 4-5 лет
Задачи возраста : Поддерживать интерес к театрализованной игре (появляется маленькая ширма для настольного театра)
- Кукольный театр
- Перчаточный театр
Развивать исполнительские навыки (ролевое воплощение, умение действовать воображаемом плане)
Развивать умение разыгрывать представления по знакомым литературным произведениям
Старшая группа 5-6 лет
Задачи возраста : Развивать интерес к ТИ путем активного вовлечения детей в игровые действия Появляется большая ширма
(ложки, бибабо, театр варежки, перчатки; куклы на гапите)
Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более сложных художественных задач (была бедной Золушкой, теперь – ты принцесса)
Воспитывать артистические качества, вовлекая детей в различные театрализованные представления : игры, концерт, цирк, показ сценок из спектаклей
Подготовит. группа – 6-7 лет
Задачи возраста : Развивать самостоятельность в организации ТД :
- умение самостоятельно выбрать сказку
- подготовить необходимые атрибуты, декорации
- распределить роли, обязанности • тростевые куклы
• куклы – марионетки
• платочные куклы
• костюмированные постановки
Закреплять умения использовать различные средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения)
Использовать в ТД разные виды театра
Воспитывать навыки театральной культуры
4. Виды кукольного театра. Управление куклами.
- куклы для настольного театра (резиновые, мягкие, плоскостные на подставке)
- куклы – перчатки (варежка, пальчиковый)
- куклы – самоделки (коробки, ложки, банки) - куклы – би-ба-бо - куклы марионетки
- куклы ростовые - куклы на гапите - куклы - тростевые
5. Произведения для инсценировки по возрастам.
Младшая группа
- Бессловесная импровизация с одним персонажем по текстам песенок, прибауток «Катя, Катя, маленька», "Заинька, попляши. ", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег".
- Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель : 3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами".
- Инсценирование РНС: "Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя", «Репка», «Теремок», - авторские сказки: В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок".
Средняя группа
- Драматизация сказок о животных и волшебных сказок:
"Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка", С. Маршак "Сказка о глупом мышонке"; К. Чуковский "Путаница".
- Импровизирует на основе знакомых стихов и потешек: "Жили у бабуси"; С. Михалков "Котята"; Л. Зубкова "Мы делили апельсин"
Старшая, подготовит. группы
- РН сказки-басни о животных: "Лиса и журавль", "Заяц и еж"
- Произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г. Х. Андерсена, М. Зощенко,
Н. Носова