Лариса Ефимкина
Консультация для воспитателей «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ
Воспитатель : Ефимкина Л. Г
МКДОУ «Детский сад №1» город Нарткала
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.
Сухомлинский В. А.
Публикация «Консультация для воспитателей „Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ “Об образовании”. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.
Малыши хотят узнать как можно больше об окружающем их мире. Недаром человеку даны органы чувств, ведь познавая мир, ребенок с самого раннего возраста стремится все потрогать, рассмотреть, понюхать, послушать и попробовать на вкус. Становясь старше, его начинают интересовать различные явления природы: «Почему после дождя появляется радуга?», «Почему идет дождь, снег, град?», «Почему рыбы плавают, а птицы летают?» и т. д. Познавательная деятельность имеет большое значение в развитии личности ребенка. В результате нее ребенок-дошкольник учится общаться со взрослыми и сверстниками, а также делать выводы. Детям становится интересно, только тогда, когда они сами делают открытия и получают знания самостоятельно. Сейчас ни для кого не секрет, что ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.
Одним из таких видов деятельности, где ребенок может самостоятельно познать мир является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Н. Н. Поддьякова (1995 год, А. П. Усовой, Е. Л. Панько говорится, что “детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития”, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику работы ДОУ.
Обучение в детских садах направлено на развитие личности ребенка, чему способствует экспериментальная деятельность, которая помогает выработать у дошкольников самостоятельность, наблюдательность, коммуникативность, умение собирать и обрабатывать интересную информацию. Основная задача дошкольного образовательного учреждения поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Что же такое опытно – экспериментальная деятельность? Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Ребенка-дошкольника нужно заинтересовать экспериментальной деятельностью, поэтому все опыты и эксперименты должны проходить в виде игры. Если у ребенка есть интерес, то он усваивает знания легко и непринужденно, запоминая при этом большее количество информации. Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является развитие стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы. Задачи опытно-экспериментальной деятельности :
1. Формировать интерес дошкольников к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
2. Развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
3. Создавать условия для развития самостоятельности и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Для реализации всего объема работы в ДОУ необходимо создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Возможно так же оборудовать экологическую лабораторию, где будут представлены различные материалы для исследования.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью использую следующие формы взаимодействия с родителями:
- анкетирование родителей;
-привлечение к созданию предметно-пространственной развивающей среды в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования;
- оформление наглядной информации в родительском уголке (консультации «Юные исследователи», памятки «Проведите с детьми дома», рекомендации по созданию уголка экспериментирования дома»;
- тематические родительские собрания;
- открытые мероприятия для родителей;
- экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях;
Основные принципы организации детского экспериментирования :
- связь теории с практикой;
- развивающий характер воспитания и обучения;
- индивидуализация и гуманизация образования;
- природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников;
- целостность и системность обучающего процесса;
- взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.
Успешность технологии:
Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям, и взрослым.
Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
Виды работы:
- диагностика уровня развития познавательной активности;
- разработка перспективного плана и картотеки по экспериментальной деятельности;
- разработка игровых модулей по детскому экспериментированию;
- разработка серии экспериментов на материале родного края;
- создание организационно-педагогических условий для детского экспериментирования в групповом помещении и дома;
- организация совместных с детьми опытов и исследований;
- проведение эвристических бесед;
- экскурсии;
- сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных методов;
- систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций;
-взаимодействие с родителями: консультации по экспериментальной деятельности детей; параллельного взаимодействия в сферах: воспитатель — родитель; воспитатель — ребенок — родитель;
Методы и приемы: рассматривание и анализ различных образцов бумаги разной формы, цвета и запаха, карточки – схемы по технологии ТРИЗ («Нос - «Имеет ли объект запах», глаз – «Что мы можем увидеть у объекта», уточняющие вопросы, объяснение).
Организация динамической паузы «Мы фантики бумажные»
Проведение опыта №1 «Издает ли звук бумага», «Что мы узнаем, потрогав объект». Цель: подвести детей к пониманию того, что бумага может издавать звук, может быть разной толщины.
Методы и приемы: сравнение разных видов бумаги, эксперимент с бумагой (шуршит, рвется, издавая звук).
Игра «Бывает – не бывает» (элементы технологии ТРИЗ)
Дети встают в круг. Профессор называет предмет с прилагательным «бумажный». Дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.
Проведение опыта №2 «Можно ли рисовать на бумаге, которую сделали сами?». Цель: подвести детей к пониманию того, что бумагу можно изготовить самим и опытным путем проверить свои предположения.
Методы и приемы: опора на предварительный опыт, вопросы к детям, эксперимент с бумагой, анализ полученного результата, объяснение нового материала с опорой на наглядность.
Проведение опыта №3 «Вода и бумага». Цель: формировать у детей представления о том, что все бумажные предметы портятся от встречи с водой, т. к. бумага – материал не прочный. Методы и приемы: эксперимент с бумагой, наблюдение.
Психологическое упражнение «Любящее сердце» Цель: способствовать установлению тесного эмоционального контакта с детьми через сюрпризный момент (фокус «Секретное письмо»).
Анализ заключительной части
Вывод: Дети совместно с педагогом делают вывод об изучаемом объекте с опорой на «Волшебный компьютер», в котором представлен иллюстративный ряд.
Таким образом, проведенная работа благотворно отразилась на познавательном развитии детей:
- дети выделяют основные признаки предмета, составлять рассказы об объектах из 3-4 предложений, «читать» простейшие знаки - символы;
- овладели простейшими навыки обследования объектов с помощью анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание);
- умеют обращаться к различным источникам информации: компьютер, книга, телевизор, специалист;
- устанавливают элементарные причинно – следственные связи между предметами, событиями и явлениями и делают умозаключения;
- высказывания детей стали более чёткими, связными и последовательными;
- повысился интерес детей к совместной образовательной деятельности по познавательному развитию.
Подведем итоги. Сегодня образование направлено на развитие у детей познавательной активности и желания получать новые знания. Для этого как нельзя лучше подходит опытно-экспериментальная деятельность. Она сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников. Экспериментирование дает детям почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем, найти ответы на все интересующие вопросы.
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру. И как сказал В. А. Сухомлинский «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал». Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
В заключение хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне по сравнению с теми, кто такой школы не прошел».
В этом, на мой взгляд, заключается актуальность детского экспериментирования.