лена абдуллина
Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
• - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу;
• - формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• - воспитание уважения к труду;
• - развитие интереса к русским традициям и промыслам;
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
• - формирование элементарных знаний о правах человека;
• - расширение представлений о городах России;
• - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается для ребенка с восхищения тем, что он видит перед собой, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детские воспоминания они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие и таким образом, не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Система и последовательность работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
СЕМЬЯ---ДЕТСКИЙ САД---РОДНАЯ УЛИЦА;
РАЙОН---РОДНОЙ ГОРОД---РОДНОЙ КРАЙ – СТРАНА;
СТОЛИЦА – СИМВОЛИКА (ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН)---ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему:
Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Формы работы:
- Наблюдения
- Организация экскурсий и целевых прогулок
- Продуктивная деятельность
- Проектная деятельность
- Моделирование и решение проблемных ситуации
- Придумывание сказок, историй и их театрализация
- Трудовая деятельность
- Досуговая деятельность
- Познавательно-исследовательская деятельность
- Чтение
- Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым
- Игровая деятельность
Методы и приемы:
Формирование нравственного поведения
- Упражнения
- Поручения
- Требование
- Воспитывающие ситуации
-Положительный пример взрослого
Формирование нравственного сознания
- Объяснения
- Внушения
- Просьба
- Этическая беседа
- Пример
Методы стимулирования
- Поощрение
- Соревнование
- Одобрение
- Награждение
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми… Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
• - четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад
• - внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей
• - диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Дети должны знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. Продолжением этой работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам «Моя семья», «Моя улица, мой дом», «Мой детский сад», «Мой город», «Мой край», «Моя страна», «Москва – столица России». Работа по каждой теме должна включать занятия, беседы, игры, экскурсии, по некоторым темам – праздники. Причем, темы повторяются в каждой группе, изменяется только содержание и объем познавательного материала, длительность и сложность изучения.
Для ребенка-дошкольника характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное возвращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Каждая тема может быть подкреплена различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовлением коллажей, тематических альбомов, поделок, рисунков). Итоги работы по теме могут быть представлены в виде выставки или во время общих групповых праздников.
Рекомендации по планированию материала по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
В основу реализации работы по данной теме заложены следующие принципы:
1. принцип последовательности
2. принцип наглядности
3. принцип занимательности
1. Принцип последовательности.
Он предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
2. Принцип наглядности.
Заключается в широком представлении соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей. В группах оформляется уголок патриотического воспитания, где собраны иллюстрации и фотографии (старые и новые) города, герб и флаг города, иллюстрации народных промыслов Башкирии, картины родных пейзажей, фотографии героев ВОВ, родившихся в нашем городе, книги, буклеты о родном городе.
3. Принцип занимательности.
Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, эстетично оформлен, познавателен и доступен для понимания. Если прошла экскурсия на почту, необходимо предложить детям сюжетно-ролевую игру «Почта» с атрибутикой для игры, можно создать небольшой коллаж, собранный с помощью родителей «Что я видел на почте» - открытки, конверты, бланки почтовых переводов, марки, образцы упаковочной бумаги, различные виды штемпелей.
Итогом работы может быть
викторина «Я знаю свой город»
литературный досуг «Благодарим, солдаты, вас»
фотовыставка «Мы любим свой город»