Жукова Екатерина
Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Сегодня проблема патриотического воспитания молодежи стоит особенно остро. С раннего детства дети сталкиваются с недостатком информации о своем селе, стране и уникальности русских традиций, что приводит к безразличию к родным и сверстникам. Им не хватает сострадания и сочувствия к чужим бедам. Невозможно быть истинным патриотом, если не ощущаешь связи с Родиной и не знаешь, как её оберегали наши предки. У всех нас на слуху, что основные принципы воспитания формируются в дошкольные годы, и это формирование играет ключевую роль в жизни. Из воспоминаний детства у ребенка остаются самые яркие и точные впечатления. Понимание того, что каждый человек – часть общества, с соответствующими правами и обязанностями, закладывается именно в этот период. Таким образом, знания, навыки и привычки, усвоенные в детстве, становятся базой для дальнейшего развития личности и формируют целостное восприятие мира, креативное мышление и эмоциональную отзывчивость к окружающим.
Цели:
• сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным ценностям русской культуры;
• изучение истории своего народа, родной культуры;
• воспитание чувства патриотизма: любовь к малой Родине — родному краю, городу; гордость за свой народ и его достижения; желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Задачи:
• воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям;
• формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.
Принципы работы по нравственно-патриотическому воспитанию
с детьми.
Каждый педагог организует свою деятельность, принимая во внимание возрастные и индивидуальные особенности учеников, основываясь на следующих принципах:
• Принцип расширения связей ребенка с окружающей средой;
• Принцип приоритетности местного культурного наследия;
• Принцип опоры на эмоциональную и чувственную сферу воспитанника;
• «Позитивный центризм» (освоение знаний, наиболее актуальных на данном этапе развития ребенка);
• Индивидуализированный подход к каждому воспитаннику с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов
Технологии нравственно – патриотического воспитания.
Сегодня крайне важно интегрировать современные технологии в процесс воспитания детей. Имеется множество технологий, разрабатываются новые методы патриотического воспитания, которые основываются на использовании компьютерных средств.
В рамках работы дошкольного образовательного учреждения ключевую роль в организации проектной деятельности детей играет педагог. Метод проектов в детских садах можно рассматривать как способ структурирования образовательного процесса, который строится на взаимодействии между педагогом и воспитанниками, а также вовлечением родителей. Это метод способствует взаимодействию с окружающим миром и представляет собой последовательную деятельность, направленную на решение конкретной проблемы. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым.
Формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию.
В работе с детьми используются разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:
- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);
- рассказы воспитателя;
- беседы о родном селе, стране, её истории;
- наблюдение за изменениями в облике родного села;
- за трудом людей в детском саду и в селе;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
- организация тематических выставок;
- участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах и др.
Основные методы образовательного процесса:
- игровые;
- поисково-исследовательские;
- проблемные;
- воспитывающие ситуации;
- анализ и самоанализ;
- похвала, одобрение;
- пример;
- обращение к книге и к другим культурным источникам.
Рекомендации по оснащению патриотического уголка в группе.
Целесообразно создание в группах мини – музеев, в которых могут находиться:
- художественная и публицистическая литература;
- малые скульптурные формы;
- фотоальбомы;
- семейные альбомы;
- реальные награды или их художественное изображение;
- запись рассказов участников сражений, их воспоминаний;
- запись рассказов детей;
- аудио-видео, CD записи с песнями времен войны;
- диафильмы, слайды, презентации.
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены, мероприятия проводятся не только для детей, но для родителей.
Взаимодействие с родителями.
Формы совместной деятельности родителей и детей в сфере нравственно-патриотического воспитания разнообразны и включают семейные клубы, экскурсии в музеи, посещение памятников истории и культуры, а также организацию выставок и экспозиций, посвященных семейным реликвиям, таким как ордена, медали, дипломы и грамоты за боевые и трудовые достижения.
В современных условиях эта работа приобретает особую значимость и требует деликатности и терпения, поскольку не все молодые семьи воспринимают вопросы воспитания патриотизма и гражданственности как первоочередные. Важно, чтобы родители активно вовлекались в этот процесс, содействуя сбору и распространению материалов о родном крае, а также восстанавливая местные национально-культурные и трудовые традиции.
Заключение
Патриотическое воспитание в детском саду представляет собой интеграцию социальных методов, направленных на обучение и оздоровление детей, формируя их волю, стойкость, смелость, знакомя с традициями и историей страны, а также развивая гармонию в семье и поэтическое восприятие мира. В этот период закладываются основы гражданских качеств и представлений о личности, обществе и культуре. Важно в раннем возрасте привить детям любовь и уважение к природным и культурным богатствам родного региона, так как именно на этих чувствах строится патриотизм.
Воспитать настоящего патриота своей страны – это задача, требующая серьезного подхода и начинающаяся в дошкольные годы. Регулярная и системная работа, разнообразные воспитательные методы, единство усилий детского сада и семьи, а также ответственность взрослых за свои слова и поступки могут принести положительные результаты и обеспечить базу для дальнейшего патриотического воспитания.