наталья одинцова
Консультация для воспитателей «Первые творческие проявления в рисовании у детей 2–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ : «ПЕРВЫЕ
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В РИСОВАНИИ У ДЕТЕЙ 2-5 ЛЕТ»
Воспитатель Одинцова Н. В.
Публикация «Консультация для воспитателей „Первые творческие проявления в рисовании у детей 2–5 лет“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Для детей этого возраста важным является приобретение и обогащение сенсорного опыта в изобразительной деятельности. Сенсорный опыт, который проявляется у детей в процессе рисования в композиционном сочетании цветовых пятен, мазков, штрихов, форм, способствует созданию выразительных рисунков.
Поэтому первоначальные творческие задания очень просты. Они направлены на создание детьми несложных ритмических композиций из мазков, цветовых пятен, линий, форм.
Кроме того, задания предполагают создание определённых педагогических ситуаций, при которых дети могут выразить в рисунке доступными средствами данное содержание. Задания представлены с учё том овладения детьми различными способами: ритмическим нанесением мазков, цветового пятна, линейного контура.
Таким образом, в заданиях условно вычленяем отдельные выразительные стороны детского рисунка (ритм, цвет, линейный контур, хотя они взаимосвязаны.
Ритм в рисунке.
Задача. Формировать способы ритмического нанесения на лист мазков в соответствии с предложенным содержанием, по-разному композиционно их располагать.
Методические указания. Из окружающей действительности воспитатель отбирает ряд таких явлений, при наблюдении которых дети могут выделить ритм (падающие листья, капли дождя, снежинки, опускающиеся на землю, кусты, деревья).
В процессе предварительного наблюдения следует обращать внимание детей на постепенное изменение окружающего: «ничего не было и пошёл дождь», «ветер подул и листья стали падать на землю», «дети походили по дорожке – и остались следы» и т. д. Кроме того, с детьми можно рассмотреть иллюстрации с изображением различных природных явлений (листопада, дождя и т. д.).
На занятии рисованием воспитатель использует различные приёмы (показ приёмов изображения на мольберте, пение небольших песенок, эмоционально передающих содержание задания и т. д.). например, воспитатель перед занятием рисованием просит детей походить по группе, напевая песенку «Зашагали ножки топ-топ-топ, прямо по дорожке топ-топ-топ…» («Вот как мы умеем», муз. Е. Теличеевой). Дети подпевают. Затем воспитатель останавливается около столов. «Какие на столах длинные дорожки, а никто по ним не ходил. Давайте нарисуем, как ножки шагали по дорожке», - говорит воспитатель детям и на своём листе, на мольберте под пение песни делает несколько движений кистью с краской. После этого воспитатель предлагает детям сесть за столы и на длинных широких полосках – «дорожках» два ребёнка одновременно наносят мазки – «следы». В процессе рисования неоднократно звучит мелодия песенки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у одних «ножки быстро бежали по дорожке» (частое нанесение мазков, у других «тихо» (мазки редкие). «Ножки шагали и устали, им надо отдохнуть», - говорит воспитатель и предлагает кисти положить на подставку и посмотреть, какие дорожки получились (у одних много детей бегало по дорожке, у других – меньше, ножки маленькие и большие и т. д.).
Чем дети старше, тем больше воспитатель усложняет содержание задания, включая и другие средства изображения (линии, формы). Так, дети могут не только рисовать «следы», но и передавать другие образы (звери ходят по лесу или по дорожке бегает зайка, кошка, собачка и др.). следует после каждого занятия проводить рассматривание рисунков для развития способности узнавания и образного восприятия штрихов, мазков. Так, мазки белой краски, расположенные внизу листа, младшие дошкольники воспринимают как снежную горку, сугробы; пятно округлых очертаний – как тучу, из которой пойдёт дождь, и т. д. рисунки воспитатель помещает на стенд. Это даёт детям возможность рассматривать свои рисунки как вблизи, так и на некотором расстоянии. Они с интересом находят свои рисунки и рассказывают о том, что нарисовано.
Для рисования можно давать бумагу разных тонов. Например, в задании «Зашагали ножки» бумагу следует дать в виде широкой полосы, так чтобы одновременно рисовали двое. Бумага может быть размером и в альбомный лист. Изображение дети могут располагать по горизонтали или вертикали листа.
Детям младшего возраста (третий год жизни) воспитатель предлагает на каждый стол по одной краске разного цвета, для детей более старшего возраста – по две-три краски на стол. Кисти должны быть № 8, 10 – мягкие. Аналогичные задания проводятся на занятиях рисованием на темы : «Звери ходят по лесу», «Ножки, кого вы встретили по дорожке?», «Падает снежок».
Цвет в рисунке.
Задача. Формировать способы нанесения цветовых пятен в соответствии с предложенным содержанием, создавать разнообразную гамму.
Методические указания. Воспитатель предлагает детям такое содержание для рисования, в котором основное внимание при создании образа направлено на цвет. Для этого выбираются явления, особенно запоминающиеся по цветовым сочетаниям (яркое солнце на голубом небе, оранжевые огни на фоне тёмных окон и т. д.). Воспитатель предварительно проводит с детьми наблюдения, рассматривает иллюстрации, в которых дано, например, изображение вечерних огней т. д. В процессе наблюдения и передачи цветовых сторон окружающей действительности воспитатель выделяет определё нные моменты: «Было темно, зажгли огни, стало светло». Эта временная последовательность в процессе рисования передаётся изобразительно - выразительными средствами. Так, воспитатель предлагает детям нарисовать яркие огоньки. Вначале создаёт ситуацию, вызывающую у детей эмоциональное отношению к образу. Например, напоминает детям, что вечером, когда совсем темно, в окнах зажигаются огни. Для рисования даёт совершенно чёрную бумагу, вызывая у детей зрительные представления. «Как темно, не видно ни одного огонька. А вот мы сейчас зажжём огоньки, станет светло», - говорит воспитатель.
Во время объяснения воспитатель может сам нанести на лист бумаги несколько ярких мазков – «огоньков». Затем предлагает детям «зажечь огоньки».
Следует помнить, что в зависимости от возраста способы, которыми дети овладевают, могут быть различными по своей сложности. Совсем маленькие дети наносят на чёрный фон цветовые мазки – «огоньки», более старшие могут нарисовать дома, в окнах которых потом «зажигают огоньки». Дома могут быть нарисованы линейным контуром разной величины (ведь дома бывают высокие, большие и маленькие). Предварительно дети должны научиться изображать замкнутую прямоугольную форму.
Для рисования следует давать бумагу размером больше альбомного листа (или разного формата) контрастных цветов, например, чёрного для рисования огоньков, ярко-зелёного для рисования жучков в траве и т. д. Краски должны сочетаться с фоном бумаги. Так, жучки могут быть нарисованы красной, голубой, оранжевой, синей краской. Цветы на поляне – сиреневой, розовой, жёлтой, красной краской. Дети рисуют как пятном, так и линейным контуром, в сочетании с примакиванием широкими мазками (лепестки).
Кисти № 8, 10 – мягкие. Краски разводят густо. Маленькие дети могут рисовать двумя красками, более старшие несколькими красками. Можно предложить детям рисовать без промывания двумя красками. Используется приём промывания; когда имеется набор красок. На овладение способом нанесения цветовых пятен проводятся занятия рисованием на темы : «Горят яркие огоньки», «Праздничные огни», «Фонарики зажглись на ёлке», «Растут цветы на поляне», «Жучки в травке», «Горит на солнышке флажок».
Линейный контур.
Задача. Формировать способы изображения предметов и явлений окружающей действительности линейным контуром.
Методические указания. Овладение графическим изображением помогает детям передавать формы предметов. Воспитателю необходимо отобрать доступные для рисования предметы.
Так как в рисунке дети изображают предметы, они постепенно осваивают пространство листа. Воспитатель обращает внимание детей на то, что лист может быть «дорожкой», «полянкой», «лугом» и т. д. В процессе наблюдения окружающего воспитатель выбирает такие объекты, которые дети могут не только рассмотреть, но и обвести рукой, потрогать. Например, осенние листья, веточки, цветы, игрушки.
Для младшего дошкольника изображаемый предмет – живой образ. Поэтому воспитатель продумывает ряд игровых ситуаций, которые помогут детям воспринять форму предмета и предать её в рисунке. Так, на занятиях рисованием колобка воспитатель использует элементы игры-драматизации. Улыбающийся колобок катится по дорожке (по верхнему краю мольберта). Внесение игрового момента удачно тем, что направляет внимание детей на появление персонажа. «Колобок катился по дорожке и захотел, чтобы его нарисовали», - говорит воспитатель и показывает приёмы рисования. Перед детьми возникает округлая форма. Воспитатель рисует глаза, рот.
В процессе рисования воспитатель следит, чтобы дети тоже передавали образ: «А что надо нарисовать, чтобы колобок на тебя посмотрел? Нарисуй глазки». В конце занятия воспитатель вместе с колобком и детьми рассматривает рисунки. Для детей 4-5 лет задание может быть усложнено по линии развития содержания. «Колобок катится по дорожке и встречает зайчика, медведя» или «Колобок поёт песенку лисе, которую он встретил на дорожке». Перед занятием воспитатель читает детям русскую народную сказку «Колобок» и рассматривает иллюстрации.
Для рисования детям можно дать бумагу в виде полосы («дорожки») размером в половину альбомного листа, разрезанного вдоль. Дети рисуют колобок жёлтой или оранжевой краской на бумаге зелёного фона. Они могут не только изобразить округлую форму (колобок, но и передать выразительный образ (колобок смеётся). Дети 4-5 лет дополняют свой рисунок некоторыми деталями (рисуют персонажей, место действия, деревья, кусты и т. д.).
Во время занятия воспитатель направляет внимание детей не только на умение изображать предметы, явления, но и выразительно их передать. «Солнышко согревает землю, поэтому лучи надо нарисовать длиннее». «Цветочки радуются теплу. Они подняли свои головки вверх». Воспитатель следит за разнообразием получившихся у детей линий, форм, подмечает некоторые элементы выразительности (у одних, например, травка нарисована густая, у других она наклонилась в сторону). Аналогичные задания на овладение линейным контуром могут быть проверены на следующие темы: «Растёт высокая травка», «Колобок катится по дорожке», «Летят воздушные шарики», «Весёлый снеговик», «Травка зеленеет, солнышко блестит», «Праздничные флажки украшают дома».