Альфия Тихонова
Консультация для воспитателей на тему «Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников»
Тихонова Альфия Ахтямовна
структурного подразделения
детский сад «Колобок»
ГБОУ СОШ (ОЦ)
с. Челно-Вершины
Электронные средства массовой информации, всевозможные гаджеты активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования этих технологий в ходе обучения, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и личности ребенка в целом (исследования С. Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.)
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Тем не менее, в современных условиях, при широком внедрении новых информационных технологий, актуальной остается проблема развития речи детей в целом и дошкольного возраста в частности. От уровня развития речи зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное интеллектуальное развитие ребенка.
Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают детям, не разговаривают с ними, заменяя общение на просмотр мультфильмов или игры в компьютере, поэтому речь современных дошкольников не отличается особой выразительностью. Они зачастую допускают в своей речи аграмматизмы, ограничиваются односложными ответами, отсутствием способности задать вопрос или прокомментировать увиденное. Из-за плохого развития речи, бедного словарного запаса, отсутствия умения вступать в диалог у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует мотивация.
В таких условиях к нам на помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации, расширения возможностей обучения. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.
Современный педагог должен уметь не только пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их педагогической деятельности.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, ресурсов интернета, телевидения, видеоаппаратуры, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Навыки работы с ИКТ мы стремимся активно использовать в работе :
- с детьми
- с родителями (предлагаю варианты дидактических игр по развитию речи на сайте детского сада или в контакте в группе «Колобок»)
- с коллегами (делимся своими опытами на семинарах, педсоветах, мед. объединениях)
Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, изменить или оценить. Образовательная деятельность с использованием ИКТ позволяет использовать традиционные (дидактические, настольно- печатные игры) и компьютерные средства обучения.
Применение ИКТ усиливает:
1. Положительную мотивацию обучения.
2. Активизирует познавательную деятельность детей.
В своей работе я использую компьютерные технологии для работы по
ЗКР: с восприятия неречевых звуков для развития фонематического слуха - аудиотехника помогает воссоздать необходимые слуховые ассоциации, например такие: «вода капает», «часы тикают», «молоток стучит» и т. д. ; для развития дикции - правильного звукопроизношения: использую пословицы, скороговорки, представленные в виде мнемотаблиц в ходе презентации.
Для активизации и обогащения словаря использую электронный вариант игр «Противоположности», «Путаница», «Кто больше назовет», «Скажи по другому». Данные игры учат детей уметь подбирать противоположные понятия (антонимы, активно использовать в своей речи синонимы, согласовывать прилагательные и существительные.
Интерактивная игра «Путешествие Тани» позволяет формировать умение описывать действия героев, увеличивает глагольный словарь. Для отработки употребления предлогов, приставочных глаголов в самостоятельной речи используются интерактивные игры «Где птичка?», «Бабочка», «Куда уехала машина?» и др.
Отдельного внимания заслуживают игры, направленные на формирование грамматических представлений - навыков словоизменения и словообразования. Примером таких игр, являются игры «Назови ласково», «Один-много», «Радуга», «Покажи и назови» (показать игру, «Ферма» по различным лексическим темам («Деревья», «Грибы», «Дикие и домашние животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Овощи и фрукты», «Цветы и ягоды»).
При составлении описательных рассказов использую опорные картинки в виде слайдов презентации. Это задание можно выполнить 3-мя способами (показ игры) :
1. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос : Что было до этого? Что может быть после? «Чем закончилась история?».
2. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, что способствует развитию логического и образного мышления.
3. На экране выводятся 3 картинки, представляющие собой связанный рассказ. Дети составляют рассказ по картинкам самостоятельно. После вариантов детей можно предложить образец, либо составить новую историю по рассказам детей.
Данную игру использую чаще как индивидуальную или подгрупповую. (если будет вопрос, то -т. к. по СаНПину за ноутбуком положено заниматься не более трех детей, а интерактивной доски у нас нет)
Я считаю, что использование в работе мультимедийных пособий, презентаций, способствует повышению интереса, поддерживает у них познавательную активность, предотвращает утомление детей, повышает эффективность работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям и мне самой. Экран притягивает внимание практически всех детей, увлекает возможностью варьировать задания и ответы, менять структуру презентации, что помогает активно взаимодействовать всей группе в целом или парами, что очень важно при групповой работе с детьми.
Использование ИКТ в развитии речи детей дошкольного возраста позволяет :
1. Расширять представления воспитанников об окружающем мире, обогащать словарный запас.
2. Логично и последовательно излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.
3. Формировать умение делиться своими впечатлениями от увиденного, прослушанного, высказывать свою точку зрения в ходе работы, конструировать маршрут изучения темы.
4. Пользоваться такими приемами работы, как подбор синонимов, антонимов, активно использовать в речи литературные высказывания, элементы художественного слова, проявлять желание самостоятельно создавать их.
5. Заинтересовать ребенка словотворчеством (составление рассказов, придумывание четверостиший, загадок).
6. Использовать групповые и подгрупповые, индивидуальные форм работы с детьми.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в повышает эффективность образовательной деятельности.