Елена Чуканова
Консультация для воспитателей «Формирование грамматически правильной речи у детей в разных возрастных группах»
Процесс усвоения ребёнком грамматического строя речи очень сложный. Он связан с когнитивным развитием ребёнка, познанием отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах.
Трудности усвоения грамматического строя речи объясняются рядом причин: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии. Многие грамматические погрешности вызваны особенностями местного говора, диалектной речью окружающих.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование грамматически правильной речи у детей в разных возрастных группах“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В дошкольном возрасте дети не изучают законы языка, они познают грамматические правила в практике живой речи. Очень важно воспитывать привычку говорить правильно с детских лет. Вместе с тем в практике ДОУ данная работа сводится подчас к многократному повторению нетипичных грамматических форм и исправлению ошибок. С этим нельзя согласиться, поскольку содержание данной работы значительно шире.
Формирование грамматического строя речи у ребёнка-дошкольника должно включать работу над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам, словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств, синтаксисом (построение простых и сложных предложений, обеспечивать формирование грамматических обобщений.
Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы, он усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако, в процессе речевого развития детей растёт употребление других частей речи – прилагательных, местоимений, наречий, числительных.
В работе с детьми дошкольного возраста большой удельный вес занимает работа над развитием понимания и использования в речи грамматических средств, активный поиск ребёнком правильной формы слова. Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде и числе проводится в специальных играх и упражнениях.
Активизация пространственных предлогов (в, на, за, под, между, около) одновременно подводит ребёнка к употреблению падежных форм (игра «Прятки»).
В играх с предметами («Чего не стало?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа («не стало цыплят, игрушек», «нет кукол»). Обучение детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении (беги, спляши, попрыгай, возьми) происходит в играх, когда дети дают поручения игрушкам, друзьям.
Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно среднего рода, образование трудных форм глагола в повелительном наклонении и др.
Постепенно задания усложняются и даются они в таком виде, что ребёнок вынужден сам находить правильную форму : «Спроси у белочки сколько у неё глаз? Спроси про уши, хвост, рот?». Даются сочетания с несклоняемыми словами: «хотел выпить кофе», «играл на пианино».
Уточняется правильное употребление «трудных» глаголов (одеть – надеть, класть – положить) при этом внимание детей обращается на слова-антонимы: одеть – раздеть, а надеть – снять.
В работе над синтаксисом детской речи нужно развивать умение соединять слова в словосочетания и строить разные типы предложений – простые и сложные. Использование игровых сюжетов на составление предложений по картинам, демонстрируемым действиям и воображаемым ситуациям помогает ребёнку строить предложения, связывая их по смыслу, используя разные средства связи.
Можно вводить «ситуацию письменной речи» (взрослый записывает то, что ребёнок диктует) – это активизирует употребление сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций и развивает самоконтроль.
Целесообразно проводить упражнения на распространение и дополнение предложений начатых взрослым.
Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций является необходимым для развития связной речи, так как они составляют основной её фонд.
Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети усвоили механизм словообразования и научились им пользоваться.
Способы словообразования в русском языке многообразны : суффиксальный (учить – учитель, префиксальный (писать – переписывать, смешанный (застольный; разбежаться).
Дети могут от исходного слова подобрать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный – снеговик, подснежник).
Особое место занимает работа по образованию звукоподражательных глаголов (воробей чик – чирик – чирикает, утёнок кря – кря – крякает).
Необходимо формировать у детей и образование видовых пар глаголов (один ребёнок уже встал, а другой ещё встаёт; умылся – умывается, оделся – одевается).
Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов от имени существительного (мыло – мылит, звонок – звенит, краска – красит, а также учитель – учит, строитель – строит, но врач – лечит, портной – шьёт).
Через специальные игры и упражнения у детей развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысла слов (берёза – берёзка – берёзонька, книга – книжка – книжечка). Различение смысловых оттенков глаголов (бежал – забежал – подбежал) и прилагательных (умный – умнее – умнейший, плохой – плохонький, злой – злющий, толстый – толстенный, полный – полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания, умение догадываться о значении незнакомого слова (почему шапку называют ушанкой).
У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару – слова, которые имеют общую часть: рассказ интересный, рассказывать или образовать слово по образцу (весёлый – весело, быстро – быстрый, громко – громкий, школа – школьник, скворец – скворечник).
Дети подбирают родственные слова в контексте. Например, со словом «жёлтый» : В саду растут (жёлтые) цветы. Трава осенью начинает (желтеть). Листья на деревьях (желтеют).
Необходимо дать ребёнку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутьё, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.
Развитие грамматической стороны речи необходимо рассматривать в тесной связи с развитием детского словаря и связной речи.
Ребёнок трёх лет уже пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и др., употребляет простые и сложные предложения. Казалось бы, достаточно обеспечить ребёнку богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания, чтобы он знакомые отношения самостоятельно обозначал уже усвоенной грамматической формой, хотя словарный материал будет и новым. Но этого не происходит.
Постепенность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребёнка, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической.
В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы. Например, ребёнок усвоил функцию предмета, обозначаемую окончанием –ом, -ем: мячиком, камнем (Тв. падеж). По этому типу он образует и другие слова («палочком», «иглом», не зная, что существуют другие склонения, имеющие иные окончания. Взрослый исправляет ошибки, закрепляя употребление правильного окончания –ой, - ей.
Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни, когда ребёнок начинает употреблять распространенные предложения, у него растёт активный словарь, расширяется сфера общения. Вновь усваиваемые слова ребёнок не всегда успевает запомнить в новой для него грамматической форме, а при использовании распространенного предложения не успевает контролировать как его содержание, так и форму.
На протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны детской речи. Лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребёнком грамматического строя языка.
В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления : предупреждать появление у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования, эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребёнка взрослых.
В соответствии с этим можно наметить основные задачи работы на каждом возрастном этапе.
В младшем и среднем возрасте главное внимание обращается на усвоение морфологической стороны речи : согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных. Детям помогают осваивать способы словообразования существительных суффиксальным способом, глаголов – с помощью приставок. В старших группах, помимо этого, идёт совершенствование, усложнение синтаксиса детской речи, запоминание единичных форм, исключений морфологического порядка, усвоение способов словообразования всех частей речи, в том числе причастий. В этот период важно формирование ориентировки ребёнка на звуковую сторону слов, воспитание интереса и критического отношения к образованию словоформ, стремление к правильности своей речи, умение исправить ошибку, потребности узнавать грамматические нормы.
Исследованиями и наблюдениями установлено, что чаще всего затрудняют дошкольников следующие грамматические формы :
Окончания существительных множественного числа в родительном падеже.
В младшем дошкольном возрасте дети добавляют в Р. п. мн. ч. к большинству употребляемых ими слов окончание – ов: «матрёшков», «ботинков», «варежков», «кошков» и т. д. В старшем дошкольном возрасте такого типа ошибки сохраняются в основном лишь в некоторых словах. Приведу примеры правильных форм некоторых трудных слов: апельсинов, баклажанов, мандаринов, помидоров, яблок; гольфов, носков, сандалий, петель, простынь, рукавов, чулок, шарфов; блюдец, оладий, тефтелей, тортов; обручей, ружей; рельсов, шофёров.
Образование множественного числа существительных, обозначающих детё нышей животных: гусята, жеребята, львята, ягнята; склонение существительных, обозначающих животных: волка, волков, кур, медведей.
Употребление несклоняемых имен существительных: пальто, кофе, какао, пюре, пианино, кино, радио, желе.
Род существительных, особенно средний: печенье, яблоко, колесо, мороженое, небо.
Обратить внимание на род следующих существительных: жираф (м, зал (м, занавес (м, калоша (ж, клавиша (ж, кофе (м, манжета (ж, мышь (ж, овощ (м, помидор (м, рельс (м, сандалия (ж, туфля (ж, тюль (м).
Ударение при склонении существительных:
а) постоянное ударение (его место во всех падежах неизменно) : грабли, петля, туфли, ясли;
б) подвижное ударение (место его меняется при склонении) : волк – волка – волки – волков;
в) перенос ударения на предлог: на голову, под гору, из лесу, на ноги, на пол.
6. Образование сравнительной степени прилагательных:
а) простым способом при помощи суффиксов –ее (-ей, -е, особенно с чередованием согласных: выше, длиннее, дороже, звонче, проще, резче, слаще, суше, туже;
б) при помощи других корней: хороший – лучше, плохой – хуже.
7. Образование глагольных форм :
а) спряжение глаголов хотеть, бежать;
б) спряжение глаголов с особыми окончаниями в личных формах : есть, дать (ошибки детей : «едишь булку», «дадишь мне»);
в) настоящее, прошедшее время, повелительное наклонение глаголов с чередующимися звуками, особенно таких: вытереть, жечь, ехать, ездить, лежать, махать, стричь, скакать, стеречь, щипать.
8. Склонение некоторых местоимений, числительных (ошибки детей : «два утенки», «двое ведров», «по двухстройтесь»).
9. Образование страдательных причастий (ошибки детей : «нарисоватая», «оборватая»).
Наблюдаются и другие, менее распространенные ошибки, характерные в основном для детей младшего дошкольного возраста («домы», «в носе», «ухи»).
Морфологическая и синтаксическая сторона речи детей развиваются одновременно. Но синтаксические ошибки устойчивее и сохраняются иногда даже к моменту перехода ребёнка в школу. Например, в младшем и среднем дошкольном возрасте (четвертый и пятый годы) дети могут опускать и переставлять слова в предложении, опускать или заменять союзы; они пользуются в основном предложениями, которые состоят из подлежащего, сказуемого, дополнения и очень редко употребляют определения или обстоятельства. Даже к концу пятого года ребёнок не использует обстоятельства причины, цели, условия.
К пяти годам ребёнок может употреблять предложения из 12 – 15 слов, но по сравнению с младшим возрастом количество синтаксических ошибок возрастает, т. к. ему трудно следить одновременно за содержанием и формой выражения мысли.
В старших группах у детей формируют умение противопоставлять однородные члены предложения, пользоваться противительными союзами (У меня пластмассовые пуговицы, а не деревянные.) Нужно побуждать ребёнка употреблять в своей речи сложные предложения с придаточными разных видов.
Существуют некоторые особенности и в овладении ребёнком словообразованием. В русском языке современным способом словообразования является способ сочетания различных по значению морфем. Ребёнок прежде всего овладевает словообразовательными моделями, лексическим значением основ слов и смыслом значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание).
Уже в два года ребёнок образует «свои» слова, которые являются, по существу, искажённым воспроизведением слов, услышанных от взрослых («акини» - картинки). В среднем дошкольном возрасте наблюдается рост интереса к слову, его звучанию, создание «собственных» слов – словотворчество: «вертоплан» (вертолет, «насупился» (наелся супа, «рогаются» (бодаются). Необходимо поддержать и максимально развить это «начинание» ребёнка, не давая заглохнуть исключительно важному процессу овладения словообразованием и постепенно подводя ребёнка к образованию «правильных» слов.
До начала школьного обучения ребёнок должен овладеть такими наиболее распространенными способами словообразования.
Образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов: -ик-(столик, домик, котик, - ечк- (ложечка, чашечка, кошечка, -ок- (пирожок, петушок, гребешок, -ышк- (пёрышко, крылышко, стеклышко) и др. При этом нужно обязательно использовать разные суффиксы, чтобы ребёнок не пытался «подводить» словообразование только под наиболее распространенные в языке формы.
Образование глаголов при помощи приставок. Так, ребёнок должен понимать, что можно не только просто ходить, бегать, летать, ползать плавать и т. п., но и приходить, прибегать, прилетать, приползать, приплывать (значение приближения); уходить, убегать, улетать и т. д. (значение удаления); входить, вбегать, влетать и т. д. (движение внутрь); переходить, перебегать и т. д. (движение, направленное через что-то, преодоление преграды). При этом очень важно, чтобы ребёнок понимал разницу в смысловом значении одного и того же глагола, употребляемого с разными приставками (приходить, входить, выходить, и общность значений разных глаголов с одной и той же приставкой (приходить, прибегать, прилетать – везде значение приближения).
Образование относительных прилагательных от имен существительных. Чаще всего эти прилагательные обозначают тот материал, из которого сделан предмет. Например, платье из шерсти – шерстяное, сумка из кожи – кожаная, крыша из соломы – соломенная и т. д. Здесь также необходимо использовать примеры с разными суффиксами.
Образование притяжательных прилагательных от имен существительных. Эти прилагательные обозначают принадлежность чего-то определенному человеку (халат мамин, бабушкин) или животному (хвост лисий, волчий). Этот способ словообразования, как и предыдущий, дети усваивают лишь к концу дошкольного возраста. При нормальном ходе речевого развития основные ошибки детей при образовании прилагательного заключаются, во-первых, в стремлении сохранять неизменной основу слова: не сразу усваивается чередование корневых согласных (голова петухиная, медведья, верблюдья, бульдогья, носорогья). Во-вторых, используя при словообразовании «правильные» суффиксы, дети употребляют их неуместно. Например, по аналогии с прилагательными гусиная, утиная, ослиная образуются и прилагательные «слониная», «китиная» (вместо слоновая, китовая). Но в норме эти ошибки не носят стойкого характера и быстро исчезают при показе детям правильных образцов.
В заключение хочется назвать необходимые условия, которые должны быть обеспечены для успешного овладения ребёнком грамматическими нормами языка в дошкольном детстве.
Позаботиться о правильной языковой среде. Важно понимать, что если сами родители, бабушки, дедушки и другие окружающие ребёнка взрослые говорят неправильно, то так же будет говорить и ребёнок – по подражанию.
Всячески избегать двуязычия в период становления у ребёнка речи, поскольку в этом случае он будет полностью дезориентирован – не поймёт, каким языковым нормам следовать.
Избегать в присутствии ребёнка торопливой, неряшливой речи, которую он не может четко воспринять, а значит, и использовать как полноценный образец для подражания.
Особое внимание обращать на четкость произнесения окончаний слов и предлогов самими взрослыми людьми, поскольку эти элементы нашей речи в большинстве случаев являются безударными, а значит, и неопределённо слышимыми.
Постараться увлечь ребёнка игрой «в слова», сделав это для него интересным и даже радостным занятием, которое ему нравится и вызывает у него только положительные эмоции.
Выполнение всех этих элементарных условий предупредит появление у детей очень многих школьных проблем.