Ольга Никифорова
Консультация для воспитателей на тему «Факторы, влияющие на адаптацию ребенка к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №2 «ЖЕМЧУЖИНКА»
на тему :
«Факторы влияющие на адаптацию ребенка к детскому саду»
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Факторы, влияющие на адаптацию ребенка к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
На процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению оказывают влияние возраст ребенка, особенности социальной ситуации развития, отношения с педагогами и сверстниками, микроклимат в семье и качество детско-родительских отношений, индивидуально-психологические особенности ребенка, его личностные качества и параметры его психологического развития.
Исследования показывают, что адекватная оценка ребенком своего положения в новой социальной ситуации, ведущий вид деятельности, оптимальные методы семейного воспитания, благоприятный статус в группе сверстников и позитивное отношение педагога способствуют успешному привыканию детей к дошкольному учреждению. В то же время нарушения познавательного и личностного развития, отклонения в поведении, неудовлетворенность общением со взрослыми, низкий уровень образования родителей, негативное отношение педагога и неблагоприятный семейный микроклимат затрудняют процесс адаптации ребенка к детскому саду.
Обобщая имеющиеся в психологической науке и практике представления, можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению, и определить их основные показатели.
1 группа факторов : Особенности развития ребенка.
Показатели: возраст поступления в детский сад; состояние здоровья; характеристики познавательной сферы ребенка (уровень развития познавательных процессов и познавательной активности, обучаемость, сформированность ориентировочной основы действия и др.) ; индивидуально- психологические черты (психодинамические и личностные качества, уровень развития социальных эмоций) ; сформированность навыков общения со взрослыми и сверстниками.
2 группа факторов : Характеристики семейной ситуации.
Показатели: положение ребенка в семье, привязанность ребенка к родителям; воспитательная позиция родителей; стиль детско-родительских отношений.
3 группа факторов : Социальная и педагогическая среда дошкольного учреждения.
Показатели: особенности педагогического процесса (содержание, формы, методы работы с детьми, индивидуализация образовательных и воспитательных стратегий, организация совместной работы с родителями) ; влияние педагога (стиль педагогического общения, личностные качества воспитателя) ; влияние сверстников (принятие в группе, характер общения, особенности игровых взаимоотношений детей) .
Одной их важных и дискуссионнных проблем является возраст поступления ребенка в детский сад. Существует мнение, что лучше всего отдавать ребенка в ДОУ в раннем возрасте, так как в этот период дети лучше привыкают к новым условиям, ими легче управлять. Однако следует помнить, что в период раннего детства закладываются основы будущих взаимоотношений ребенка и взрослых, формируется привязанность к родителям, поэтому даже временная разлука с матерью в этом возрасте может осложнить процесс психического и личностного развития ребенка.
Многие психологи и педагоги полагают, что лучше всего отдавать ребенка в детский сад после того, как ему исполнится три года. К трем годам у ребенка возрастает стремление к самостоятельности и проявлению инициативы, которые являются основой формирования новой ступени самосознания "Я сам". В этом возрасте дети проявляют потребность в автономии и независимости от взрослого, легче переносят разлуку с родителями.
Многие дети поступают в дошкольное учреждение в возрасте пяти-семи лет. Обычно это связано с подготовкой детей к школе. Однако в этом случае они сталкиваются с трудностями вхождения в детский коллектив, который часто не принимает новичков, несмотря на интерес к ним. Особенно уязвимыми оказываются неконтактные, закрытые, не владеющие навыками общения дети. Доброжелательность, внимание и поддержка воспитателя помогут таким детям быстрее адаптироваться к условиям детского сада, а организация совместных игр и контроль за взаимодействием в группе сверстников обеспечат успешность привыкания детей к ДОУ.
Еще одним немаловажным фактором, обуславливающим адаптацию детей к детскому саду, является состояние их здоровья. Ослабленные, часто болеющие дети нуждаются в специальной организации адаптационного периода, щадящих нагрузках и соблюдении ряда предписаний медицинского характера, поэтому часто ставится вопрос о необходимости пребывания ребенка в ДОУ. Если родители все же принимают решение отдать ребенка в ДОУ, их необходимо ознакомить с типичными трудностями адаптационного периода. К ним можно отнести: рост числа заболеваний (в т. ч. инфекционного характера, обусловленные снижением иммунитета; эмоциональные нарушения, связанные с изменением режима дня и разлукой с родителями; отклонения в поведении, в частности возникновение гиперактивности и агрессивности.
Если для психологически и физически здоровых детей эти трудности носят временный характер, то ослабленные дети подвергаются серьезному риску дезадаптации и нуждаются в повышенном внимании со стороны педагогического коллектива. В данном случае лучше отдать ребенка в группу кратковременного пребывания.
Поступающие в детский сад дошкольники различаются и по уровню умственного развития, и по степени сформированности познавательных действий. При этом важную роль играют особенности дошкольника, выходящие за рамки нормы (задержка психического развития или одаренность). Такие дети при поступлении в детский сад оказываются в более сложной ситуации, так как они сильно отличаются от сверстников, прежде всего по интеллектуальным возможностям.
При задержанном познавательном развитии (ЗПР) возникает необходимость применения специальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на преодоление специфического дефицита при различных формах ЗПР.
Интеллектуальная одаренность определяет другой характер сложностей в процессе адаптации к ДОУ. У одаренных детей еще в раннем детстве отмечается высокий уровень любознательности и познавательной активности. Для успешной адаптации к ДОУ одаренным детям требуются более сложные и интенсивные обучающие программы, более глубокое изучение явлений окружающей жизни, более сложные задачи проблемного характера.
Успешность адаптации одаренных дошкольников к детскому саду во многом зависит от психолого-педагогических условий, которые создаются в образовательном учреждении, от уровня сложности обучающих программ, а также от подготовки и квалификации специалистов, работающих с детьми. Трудности адаптации таких детей чаще всего связаны с тем, что условия обучения и воспитания не соответствуют их высокому потенциалу. Таким образом, психологическое сопровождение процесса адаптации одаренных детей к дошкольному учреждению становится комплексной проблемой, включающей как разработку специальных программ и технологий психолого-педагогической работы с детьми, так и создание условий для максимальной реализации их творческих возможностей и познавательной потребности.
Поступление в детский сад связано со значительным изменением привычного образа жизни, в частности стиля общения со взрослыми. Воспитатели, педагоги и другие сотрудники ДОУ активно включаются в процесс социального развития ребенка. Речь, личный пример, стиль поведения и общения воспитателя и педагога оказывают огромное влияние на формирование личности дошкольника. Потребность в положительных эмоциональных контактах со взрослыми особенно ярко проявляется в период первичной адаптации детей к дошкольному учреждению. Успешность привыкания детей к ДОУ во многом зависит от отношения к ним педагога и выбранного им стиля общения с воспитанниками.
Стиль педагогического общения представляет собой систему индивидуально-типологических особенностей социально-психологического взаимодействия педагога и детей. Основными параметрами, характеризующими стиль педагогического общения, являются:
- степень эмоционального принятия ребенка, его особенностей и проблем;
- степень контроля за выполнением правил, за поведением детей и т. д. ;
- учет индивидуальных особенностей детей в организации учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время выделяют три основных стиля педагогического общения: демократический (авторитетный, авторитарный и попустительский.
Демократический (авторитетный) стиль педагогического общения проявляется в высокой степени эмоционального принятия воспитанников при строгом контроле за их деятельностью, общением и поведением, который реализуется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей. В результате у дошкольников развивается уверенность в себе, стимулируется инициативность и самостоятельность, возрастают общительность и доверительность при межличностных контактах.
Авторитаризм педагога характеризуется наличием жестких рамок и ограничений. При авторитарном стиле педагогического общения педагог использует жесткое управление и строгий контроль, сохраняет дистанцию в отношениях с воспитанниками и недооценивает важность индивидуальных особенностей детей.
Авторитарность педагога затрудняет адаптацию детей к дошкольному учреждению, особенно если стиль семейного воспитания прямо противоположен: избалованные дети, не знающие запретов и ограничений, бурно реагируют не только на содержание требований, но и на эмоциональный тон, выражение лица воспитателя, поэтому строгость педагогических воздействий вызывает противоположную реакцию, делая дошкольников неуправляемыми. Усвоение новых требований при авторитарном стиле педагогического общения носит, как правило, внешний характер, протекает за счет подавления индивидуальности детей и влечет за собой рост негативных проявлений, таких как тревожность, недоверие к себе, депрессивность и враждебность.
При попустительском стиле педагогического общения воспитатель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность детей, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Отсутствие дисциплины и четких требований, незаинтересованность в успехах и достижениях детей, не налаженный контакт с родителями осложняют адаптацию детей к детскому саду, так как дети, предоставленные сами себе, острее переживают разлуку с родными и более подвержены риску возникновения нарушений поведения.
Одним из важнейших факторов, определяющих успешность психологической адаптации детей к дошкольному учреждению, служит взаимодействие педагогов и родителей. Оптимально, если существует преемственность норм, воспитательных стратегий и требований в семье и дошкольном учреждении.
В период адаптации ребенка к детскому саду особое значение приобретает воспитательная позиция родителей, понимаемая как совокупность установок, связанных с воспитанием детей, определенной мотивации отношения к ребенку и ее осознания. Воспитательная позиция родителей обусловлена "знаемыми" и "реально действующими" мотивами, степень осознанности которых может различаться. Ее важными характеристиками являются адекватность, гибкость и прогностичность. Адекватность заключается в умении родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, его личностные и мотивационные особенности, в способности замечать изменения, происходящие в его психической сфере. Гибкость предполагает способность к изменению педагогических воздействий по ходу взросления ребенка или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Прогностичность оценивается как способность родителей предвосхищать появление новых психических и личностных качеств детей, в том числе тех, которые обусловлены семейным воспитанием.
Воспитательная позиция родителей является основой для формирования стиля воспитания ребенка в семье. Стилевые особенности детско-родительских отношений оказывают существенное влияние на процесс адаптации дошкольника к детскому саду. Родители, придерживающиеся демократического типа отношения к ребенку, поощряют ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями и личными интересами. При этом они последовательно реализуют воспитательные требования, добиваясь осмысленного поведения детей, оказывая им принятие и поддержку. Доверительные отношения с родителями, уверенность в справедливости их оценки способствуют благоприятному прохождению периода адаптации и снижению уровня тревожности.
Авторитарный стиль воспитания в семье, основанный на психологической дистанции между родителями и детьми, жестком контроле и ограничении самостоятельности ребенка, может привести к возникновению в период адаптации агрессии или тревоги. Страх быть наказанными за "неправильное" поведение в детском саду ведет к росту невротизации тревожных, неуверенных в себе детей. Однако сопротивляющихся, "бунтующих" против родителей дошкольников высокая требовательность со стороны взрослых и угроза наказания могут вызвать агрессию и враждебность к семье. И в том, в другом случае возникает риск дезадаптации, предполагающей возможность формирования у тревожных детей невротических отклонений и отклоняющегося поведения - у агрессивных.
Попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека) может серьезно осложнить привыкание детей к дошкольному учреждению. Отсутствие четких требований, неумение родителей контролировать поведение детей приводят, с одной стороны, к неуверенности в себе и тревожности, а с другой - к трудностям в принятии новых норм и правил. Часто у дошкольников формируется асоциальное поведение, поскольку они не умеют и не хотят выполнять требования взрослых.
Гиперопека снижает адаптационные возможности ребенка, поскольку стремление родителей контролировать каждый его шаг, ограничивать самостоятельность и решать за него возникающие проблемы затрудняет социальное развитие и ведет к росту тревожности и неуверенности в себе. Сопутствующая данному стилю семейного воспитания симбиотическая связь ребенка с родителями усиливает тревожность и неуверенность в себе, особенно когда дошкольник остается один.
Хаотический стиль семейного воспитания, связанный с отсутствием четких требований или противоречивым их характером, служит препятствием для успешной адаптации ребенка к детскому саду, поскольку непредсказуемость родительского поведения лишает дошкольника ощущения стабильности и упорядоченности социальных отношений и провоцирует повышенную тревожность. неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях - агрессивность и неуправляемость, увеличивая риск дезадаптации. При таком воспитании у детей не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений и заниженная
самооценка.
Процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению предполагает вхождение ребенка в группу сверстников. Общение с другими детьми является специфическим каналом обмена информацией, особым видом деятельности и межличностных отношений и обеспечивает ощущение эмоционального благополучия и равноправия в отношениях. Значение сверстников в процессе социализации связано с формированием у подрастающего ребенка образа социального мира. Группа детей, в которой находится ребенок, выступает для него новым институтом социализации, а члены этой группы - агентами социализации. К 3-4 годам дошкольники предпочитают общаться с определенными сверстниками, которых они называют друзьями. Уже в этом возрасте можно найти зачатки более сложных межличностных отношений, формирующихся на более поздних этапах развития.
Поступление ребенка в дошкольное учреждение связано с расширением круга общения как со взрослыми, так и со сверстниками, а также с изменением характера общения. Легче адаптируются к коллективу дети, имеющие необходимые навыки общения со сверстниками.
Единственные в семье дети, которые по разным причинам не приобрели опыта взаимодействия с ровесниками, оказываются в более уязвимом положении. Некомпетентность детей в коммуникативной сфере, неумение конструктивно разрешать возникающие конфликты, тревожность и неуверенность в себе (свойственные многим дошкольникам в период адаптации к новой ситуации) снижают популярность таких детей в группе и препятствуют успешному вхождению в детский коллектив. Кроме этого, на общение со сверстниками существенно влияет отношение к ребенку педагога. Отгороженное, директивное отношение педагога, подчеркивание недостатков и недооценка успехов приводят к росту невротизации и затрудняют привыкание ребенка к детскому саду. Часто эмоционально ранимые, чувствительные дети становятся объектами насмешек со стороны других детей, они очень зависимы от отношения взрослого.
На уровень популярности ребенка в группе оказывают влияние как его индивидуально-личностные особенности, так и владение коммуникативными навыками. Высокий статус в детском коллективе зачастую определяется уровнем достатка семьи, стоимостью и разнообразием игрушек, с которыми ребенок приходит в ДОУ. Немаловажную роль при этом играют особенности детско-родительских отношений. При авторитарном стиле семейного воспитания ребенок имеет низкую популярность среди сверстников, плохое поведение, что является защитной реакцией на сложившиеся отношения в семье. При попустительском стиле общения в семье дети имеют незначительное количество друзей, им свойственны невысокая популярность и замкнутость. При авторитарном стиле детско-родительских отношений ребенок чаще всего имеет большую популярность в группе, хорошую приспособляемость, потребность в общении, открытость, потребность к самоутверждению, полноценные взаимоотношения со сверстниками. Адекватно требующий и отзывчивый стиль общения родителей с детьми создает наиболее благоприятные условия для развития ребенка.
Л и т е р а т у р а
Костяк Т. В. Психологическая адаптация в детском саду. - М., 2008
Крулехт М. В. Социализация ребенка. Психологические и педагогические проблемы. - Спб., 1999
Кузнецов П. В. Адаптация как функция развития личности. - Саратов, 1991
Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., 2002
Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Руководство практического психолога/под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1995