Жанна Рубан
Консультация для воспитателей «Музыкальные потребности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТЕЙ»
"Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная
душа. Душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа
осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь
уничтожает красоту, а красота – ложь. " Э. Межелайтис
Публикация «Консультация для воспитателей „Музыкальные потребности детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни
каждого человека. Именно в этот период начинается процесс
социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами
бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит
приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Дошкольное детство – время первоначального становления
личности, формирования основ самосознания и индивидуальности
ребенка.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка
происходит эмоционально – практическим путем. Каждый
дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением
открывающий для себя окружающий мир.
Каждый год в детский сад приходят разные дети:
сообразительные, смышленые и не очень, контактные и
замкнутые… Но всех их объединяет одна, с моей точки зрения,
беда – они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их
интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок,
компьютеры, игровые приставки… А ведь наше общество как
никогда нуждается в активных и творческих людях.
Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную
отзывчивость к прекрасному и к самим себе?
Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств,
лучших чувств, лучших мыслей. Как это делать? С помощью
Культуры и Красоты, пропуская их через свою душу и сердце к
душе и сердцу ребенка. Без этого никакие методики, технологии и
средства культурного и эстетического воспитания не работают!
Духовное и материальное благосостояние государства и общества
зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание и сердце
детей.
«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек
улучшается», – так говорили древние греки. Поэтому мы должны
окружать ребенка красотой – всем прекрасным, чем сможем! И это
не так уж трудно сделать, если, конечно, захотеть. Природа,
произведения искусства, литература – все это в меньшей или
большей мере может дать нам все необходимое для воспитания
детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно
получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков,
превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько
чудесных подвигов в легендах и былинах о народных героях и
подвижниках!
Очень важно понять, что не воспринятая Красота не
действует, она как бы не существует. Но она есть, ее гораздо
больше, чем мы слышим, чем мы видим. Все дело в нашем умении
замечать, чувствовать, понимать Красоту. Можно сколько угодно
стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот
природы и при этом не почувствовать Красоту, не восхититься ею,
не обрадоваться. В таком случае Красота не действует на нас, не
делает нас лучше, не спасает. Необходимо научиться ее
воспринимать, осознавать, претворять в жизнь.
В деле воспитания Красотой на первом месте должно
оказаться восприятие Красоты. Для этого очень важно развивать
внимание, наблюдательность. Внимание есть основа накопления
восприятия, есть первый шаг к утончению и развитию восприятия.
Направить взгляд ребенка, произнести призывное “Смотри!” – одна
из важных задач воспитателя.
Можно с уверенностью сказать, что без внимания восприятие
невозможно. Обратить на себя внимание ребенку помогают
красочность, привлекательность, необычность того, что мы ему
показываем.
Развивать внимание можно на самых обиходных предметах и
самыми простыми способами. Можно поставить знакомый предмет
на новое место и посмотреть, заметил ли это ребенок. Можно
предложить ему, слушая музыкальное произведение, выбрать и
проследить звучание одного какого-нибудь инструмента. Можно
каждый день наблюдать на прогулке, как меняется небо, как ведут
себя животные и растения в разное время дня и т. д. Планомерное
развитие в детях внимания, наблюдательности приведет к развитию
чуткости восприятия, что само по себе очень важно как первый шаг
к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости.
Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью
выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и
выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение
воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме –
выдохом. Понятно, что вдох без выдоха невозможен. Мы помогаем
ребенку выразиться (“выдохнуть”) в рисунке, в поделке, игре или
слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это
непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет и как он
хочет.
Говоря о воспитании Красотой, нельзя не сказать о радости,
которая всегда рядом, которая возникает – и должна возникать в
нас и в наших детях при встрече с Красотой, в процессе свободного
творческого самовыражения.
Эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникающие
от увиденной или услышанной Красоты, от творчества, наверняка
благотворно влияют на здоровье.
Задача воспитателя – создавать условия для возникновения
радости, эстетических переживаний, уверенности и других
нравственных чувств и переживаний. Дети всегда будут любить и
долго помнить те места и тех людей, где они испытали эти
прекрасные чувства.
Туда их будет тянуть как магнитом – это проверено жизнью.
Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни,
хороших, доступных музеев, выставок, концертов, книг – всего, что
несет в себе Красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем
полноценнее будут протекать их развитие и образование.
АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ»
1. В чем проявляются музыкальные потребности детей в
вашей группе?
А. В игре.
Б. В самостоятельной музыкальной деятельности.
В. Не проявляются совсем.
Г. Другое.
2. Какие виды музыкальной деятельности дети
предпочитают остальным?
А. Слушание.