Орлова Светлана
Консультация для воспитателей: «Модели взаимодействия воспитателя с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель – это человек, профессионально берущий на себя ответственность за воспитание, обучение, развитие другого человека – воспитанника.
Согласно ФГОС ДО ребенок является полноценным субъектом образовательных отношений. Образовательная деятельность строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Поэтому, прежде чем воспитывать ребенка, надо установить с ним контакт. Это возможно при использовании модели личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.
Ее характерные черты:
Публикация «Консультация для воспитателей: „Модели взаимодействия воспитателя с ребенком“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
цель общения: обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начала личности (базис личностной культуры); развивать его индивидуальность. Воспитывающий не подгоняет развитие детей к заранее известным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков их личностного развития; координирует свои ожидания и требования, предъявляемые к ребенку, с задачей создать благоприятные условия, для того чтобы обеспечить наиболее полное развитие замечаемых в ходе общения с детьми способностей каждого – разрешается все, что не противоречит нравственным нормам и не угрожает здоровью и жизни ребенка: не «программирование», а прогнозирование и содействие развитию личности; не реализация некоего первоначального заданного замысла, а динамическое проектирование; формирование знаний, умений и навыков не цель, а средство полноценного развития личности;
способы общения: понимание, признание и приятие личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умения становиться на позицию другого, учитывать точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции);
тактика общения: сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения с ребенком и их варьирование);
личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития;
взгляд на ребенка как на полноценного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям)
В противном случае мы будем иметь дело либо с моделью «невмешательства» взрослого в жизнь ребенка, либо с учебно-дисциплинарной моделью взаимодействия.
Модель «невмешательства» в жизнь ребенка
Ее характерные черты:
цель общения взрослого с детьми может быть выражена словами: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое»;
лозунг, которым руководствуется взрослый: «Ничего, сам справиться!»
способы общения: реагирование на происходящее уходом, холодное наблюдение, раздраженное неприятие;
тактика общения: «мирное сосуществование», «рядом, но не вместе»;
личностная позиция педагога: не брать на себя лишней ответственности; не брать на себя то, за что могут спросить;
взгляд на ребенка как на обузу, досадную помеху в решении собственных проблем.
Результатом такого подхода становиться разрыв эмоциональных связей взрослого с ребенком. Не исключено, что при этом ребенок обнаружит раннюю самостоятельность и независимость, но холодность в общении, немотивированную жестокость к животным, а в дальнейшем к людям.
Такой тип общения возможен в случае некомпетентности, низкой заинтересованности педагога в результате воспитательной деятельности.
Учебно-дисциплинарная модель:
цель общения: вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками;
лозунг, которым руководствуется взрослый: «Делай, как я!» ;
способы общения: «наставление, разъяснение, запрет, требование, угрозы, наказание, нотация, окрик;
тактика общения: диктат или (и) опека
личностная позиция педагога: удовлетворить требования руководства и контролирующих органов.